<назад

3000 км по Скандинавии на Ford Scorpio

Отправлено : стоматолог СПб, 28 Мая 2003 в 23:16:48
"Обменяемся опытом !? - FORD" Часть 1154

Суть дела:
19.04.03-28.04.03.
поездка с женой на своем Скорпе в Швецию по маршруту СПб-Турку(фин)- паром Силья-лайн-Коппельсхёр(Швеция)-Орэ(г.лыжный курорт. Швеция) - Стокгольм( ..понятно)-паром-Турку-СПб.
Всего 2948 км, в плане туда и обратно по одометру.
А/м. Форд Скорпио 94 года, темно вишневый хетчбэк - ДОХЦ , мт75, 2.0.-8кл. 116л.с. пробег до поездки 119684км.

Сразу оговорюсь, что поездка на своем автомобиле в "одну машину" дело рисковое, конечно в такую даль лучше ехать двумя или более машинами. Но ни я, ни моя дорогая Света просто не выносим колхозных поездок, где все друг на друга завязаны, нет полной свободы действий. Тут мы сами себе указ. А потом, это приятней просто вдвоем смотаться за хрен знает сколько километров от дома родного.

Подготовка.

Итак, учитывая, что машина не новая, но и не хлам, были совершены следующие операции: замена масла, фильтров, а также резины на летнюю, раллийно-дождевую 195/65 R 15. В заднем сидении за подлокотником прорезал люк для лыж. Забегая вперед - СУПЕР ВЕЩЬ! Такое действие было уже проделано на предыдущей машине (скорп85 года).
С собой в дорогу куплены: канистра на 10л, трос сцепления, ремень генератора, шланг омывателя J, гидродомкрат, трос для буксировки, новый дворник 600мм на водительскую часть стекла, свечи, провода, колодки, лямбда, но вот бензонасос решил не брать, так как дырку в багажнике еще не прорезал. К общей куче - еще лампочки, преды и т.д.. З.ч. брались в экзисте.
Помимо этого взял свой зап-ТПС и зап-КлапанХХ.
Тщательно перетряс все, что можно было проверить, ничего серьезного не нашел.
После сборов шмоток и загрузки лыж мы с женой был неприятно удивлены тем как разъехались после этого задние колеса L.было просто неприлично:

О самом курорте.
Курорт Орэ - самый приличный в Швеции и во всей Скандинавии горнолыжный курорт.
Высота 1680м над уровнем моря, перепад 1120м. 45 подъёмников, склонов чуть более того. Все это размазано на протяжении примерно 6ти км горного массива.
Расположено это прекрасное место в 350-ти км на северо-запад от г. Сундсвилля, который в свою очередь расположен почти на восточном побережье Швеции, однако до него нужно добираться еще порядка 300 км от Стокгольма в направлении на север.

Россия-Финляндия

Итак. Выезд был запланирован на 9:00 утра. Однако выехали мы почти в 10:00, правда так всегда бывает? Бак залит наполовину, планируется дозаправка в Выборге.
Впрочем до самого Выборга доехали без проблем, кроме того, что меня, так сказать, срезали на "Скандинавии" ГИБДД, причем меня "спонсировали" мерс и ауди, однако, их пропустили, а вот меня срубили. Что, впрочем, ерунда, кроме приписанной мне скорости 132 км/ч, я их поначалу на %:?*( послал, так как спидометр, конечно, мне льстит, но не в ситуации, когда на нем 120 км, а мне говорят, что 132.L), но эти козлодои видимо буквально только что кого-то засекли с такой скоростью. На радаре было время в пределах погрешности при выставлении, документы в порядке:все путем, черт возьми. Спрашивается, кто-нибудь стал бы разборки устраивать, когда у тебя впереди граница, и паром отходит в 18:00 по питерскому времени из Турку, до которого еще почти 550 км.?!!
Гиббоны тоже не мудаки совсем, видят лыжи, видят травку вокруг, понимают, что после Кирилловского на лыжах покататься в апреле можно только в Заполярье, только в Суоми, а дорога на Кировск (апатиты) это - мурманское шоссе. Короче соображают, что мы на пути в загран. Требуют 250р, подлые хрюны. Я им в ответ, давайте, это, протокол писать, а не то дороговато очень. Они тогда в машину позвали, давай мол на алкоголь проверимся и т.д, то есть начинают тянуть резину, навязчиво предлагая оплатить предложенный штрафной "счет". Я мило отвечаю, что мой "эрикссон Р-320с" как не странно оснащен диктофоном:
В общем, протягиваю 100р, заявляя, что это при моей скорости красная цена, получаю после 10-ти секундной паузы права и с сознанием своего превосходства быстренько сваливаю. Общий дефицит времени - почти 70 минут, что плохо.
В Выборге доливаю до пробки, заливаю в канистру 10л. На выезде из города проверка паспортов, в машину навязчиво пытаются подсадить какую-то особу, я в достаточно жесткой форме отказываюсь, ссылаясь в душе на интимные отношения с матерью этой особы, особо напирая на их оральный характер. Жена, конечно, просто отказаласьJ.
Поехали.
Граница. Каждый раз кляну, на чем свет нашу систему. Зачем при въезде на территорию приграничного "совхоза" Торфяновка на грязном, криво оторванном клочке бумаги писать что-то про машину, проверять паспорт, ставить в бумажку штамп, протягивая ёё вместе с паспортом, и пропускать далее? Почему у НИХ этого нет? А???!!!.
Следующий КП это и есть сама граница. Там стоит очередь машин на досмотр и оформление документов. Встаю в хвост, идем в очередь на оформление - окошко закрыто, никого нет, бланков деклараций тоже нет. Народ стоит уже давно, уже злой. Нам очень повезло. В очереди машин была старая облезлая Тойота "хайэйс", за рулем девчонка лет 23х, рядом мама. Уж очень спокойно она себя вела, привлекла наше внимание и та особенность, которая нас и спасла: она, в отличие от копошащейся толпы, сидя в машине, заполняла декларацию. Подхожу, спрашиваю, не знает ли она где можно взять такой листочек. И, о чудо, она извлекает его из бардачка! Спасибо тебе, девушка! После этого вспоминая институтские занятия по философии, то есть науку о списывании, копирую её декларацию. Дальше - еще лучше. Открывается окошко, те, у кого все заполнено (а таких немного) начинают оформление. НО! Девица идет пряменько (точно не в первОй) на другую сторону и подает свою бумагу туда, мы рвем когти за ней. Через минуту я уже бегу за ней к следующей "будке на КП", а она так спокойно идет к машине, сдает задом вдоль очереди и переезжает на другую, параллельную дорожку напротив места для досмотра ТС. Я спрашиваю: а мне туда МОНА? Погранец говорит: ДАВАЙ! И я делаю тот же маневр. 5 минут и все!!!!! Это рекорд. Все, прощай РОССИЯ!
Ан нет, не все!
Бумажку помните? Так вот её на выезде тщательно проверяют и забирают, открывая шлагбаум.
За ним начинается рай для машин! Дороги и бензин там несколько другие. 92-го к слову вообще нет.
На въезде на нейтральную зону знак, определяющий Их правила передвижения по дорогам в плане скорости. Трасса 80км/ч, город 50км/ч. кто бы у нас такой поставил?
Финский КП. Как все же отличаются наши пограничные службы! У них это улыбчивые парни в штатском, у нас - злые погранцы с корявыми рожами, или особы женского пола, видимо пол определяется при этом только половыми признаками, по сути, ТО же. У них разговор начинается с приветствия, у нас , если сказать Здравствуйте, на тебя уже смотрят с подозрением.
На финском КП мы провели 3 минуты. Устроили по ходу цирк. Ребята вволю посмеялись. У них КП - такой стеклянный домик, на одной из секций написано (по-русски) ВХОД, но, поскольку надпись эту мы с женой не видим, то мечемся от секции к секции, толкая все стекла, финны нам руками показывают на дверь, но в стеклянном помещении не очень очевидно, на что именно тебе указывают. На этот процесс, собственно, и ушло 2-е из 3-ёх минут. Далее - трасса Е18 на Турку.
Маленькая ремарка насчет резины. Никто её у нас не проверял, однако прецеденты на финском КП были вплоть до разворотов. Никакие уговоры не помогут, деньги - ни в коем случае - черный список обеспечен. Резина по их правилам должна иметь остаточный рисунок протектора не менее 3х мм. По-моему с 29 февраля, а может, с 29 марта, точно не помню, можно ехать как на зимней, так и на летней резине, но с первого мая шипы в запрете.

Через 5 минут от Мегафона пришло СМС с пожеланием счастливого пути, что было очень приятно. К слову, Светкин ЭлДжи потерял мегафон очень скоро и врубил роуминг, мой Эрик сражался за родной Гемафон еще порядка 25-30 км, мощная трубка, однако.
По дороге на Турку еще раз поразился разнице наших дорожных служб. Так, в их населенных пунктах вовсе не всегда , а точнее почти никогда нет ограничения 50км/ч.
Там постоянно меняется это ограничение, чаще всего участок, где скорость нужно сбросить до ,например, 60-ти км/ч, будет длиной всего 100-200 метров. Полиции вообще нет. Зато есть автоматические радары, эдакие скворечники вдоль трасс. НО! За 200-500 метров до этого участка, где есть радары, будет стоять табличка: ОСТОРОЖНО! (J) ведется автоматический контроль скорости! Гыыыыыыы, нам бы так перед машиной ДПС за 1 км поставили, они б просто с голоду померли.
Говоря о финнах, что, однако в полной мере применимо и к шведам, надо сказать, что скоростной лимит СВЯТО соблюдается в городах, однако на трассе что те, что другие в своё удовольствие нарушают. Но вот как они это делают - АККУРАТНО! Поэтому, если вас обогнали, притерли и тут же перед носом перестроились, да еще и через сплошную, то смело ищите российский номер на этой машине, правда, слава Богу, в Швеции русских просто почти нет!
Сходу вживаюсь в их манеру поведения на трассе, они не любят занимать левые ряды, как только обогнал, сразу через 50-70 метров перестроится в правый ряд ( в дождь это просто засадаL). Почти никогда никто не мигает, чтобы его пропустили, не успеешь подъехать сзади, тебя уже пропускают. Финны понимают наш вариант благодарности (аварийка) и в ответ подмигивают, а вот шведы.. но о них попозже.
Есссно все едут только с включенным ближним светом, что по-моему очень правильно , я как раз постоянно так и делаю, так что здесь переучиваться не пришлось.
В первом же приличном городке нашлась заправка, где мы приобрели свежую карту автодорог Суоми, по ней далее и ориентировались.
На автомагистрали есть понятные, четкие, ясные и, как минимум, дублированные знаки оповещения о направлениях на те или иные города и /или трассы. Не заблудишься, однозначно! Исключение составил лишь участок 3-го транспортного кольца вокруг Хельсинки, где направление на Турку есть и ТУДА и СЮДА:. Так куда же ? Впрочем, и то что такое это "КЕХУ-РИНГ-3" до меня дошло не сразу. То есть в принципе можно проехать по этому третьему кольцу до его очередного пересечения с трассой Е18 и вернуться на неё, так как эта трасса прерывается в самом Хельсинки, а выйти на нее через город с другого конца, не зная этот город , довольно тяжело - в самом городе нет ни хрена указателей. Поэтому, можно объехать Хельсинки по одному из трех колец, но надо же знать, что эти кольца есть, таким образом, на пересечении третьего кольца и Е18 направление на Турку и по кольцу и прямо до следующего кольца, и то и это направление верно, но с толку сбивает сильно.
Пожалуй, тут можно вспомнить и о том, как сразу после этого курьёза была обнаружена еще одна особенность финских знаков, приведшая к моей ошибке и последующему нарушению ПДД.
Кольцевая трасса имеет ответвления и множество развязок, однако, вот как это сделано. Над дорогой всюду висят большие указатели. Над каждым рядом, а их три, стоит стрелочка "прямо" а под ней названия по направлению, номера трасс и дорог. Я шел в левом ряду, поскольку было достаточно плотное движение, скорость около 120, что как раз и регламентировано ограничивающими знаками (кстати, электронными, то есть с возможностью изменять ограничение в зависимости от обстановки). Так вот по причине, что все стрелочки над рядами "прямо" я особо не волновался, однако не заметил, что слово "Турку/ Е18" было только над крайней правой стрелочкой. Короче иду в левом ряду, а тут правый ряд рааааазз и ответвился вправо, то есть отделился от остальных бордюром, а потом через 100 метров и вовсе вправо ушел к виадуку какому-то. В последний миг усмотрел на том ответвившемся ряду табличку на столбе "Е18", и просто очень огорчился. Пришлось ехать до ближайшего просвета в разделительной полосе, нырять, туда косясь туда-сюда остерегаясь полиции. Пронесло. Разворачиваюсь. Еду обратно. Доезжаю до развилки и понимаю, что там, на развязке не предусмотрен поворот с того места, где я есть, на необходимое мне направление тогда мне приходится совершать разворот в 1 км от этой развязки через две сплошных линии и срочно сматываться по то самой Е18. опять пронесло. Позже уже не так беспечно знаки читал, в нужный ряд выстраивался заранее.
Жена честно и очень верно исполняла функции штурмана.
Небольшой экскурс в финские дорожные знаки:
То, что у нас на белом фоне, у них - на желтом. В Швеции указатели - желто-синие.
Вместо оленя на знаке про животных - лось, просто лось:
Скоростной режим меняется по принципу 20-40-60-80-100-120. А в Швеции, но опять же - позже:.
Знаки с названием нас пункта все синие, они не меняют скоростного режима, для этого в норме применяется знак, ограничивающий скорость или такая табличка на которой, не ошибешься, просто на белом фоне нарисован городок черным цветом.
Разметка наполовину белая, наполовину желтая, что к чему не понял.
Часто ограничение скорости нарисовано прямо на асфальте, разметка есть везде и всегда, разве что на совсем забытых дорогах стерта.
Разметка там очень полезно сделана. Например, сплошная по краю правого ряда, мало того, что выделяется над дорогой, так она еще и ребристая, если уснул, непременно очнешься от напористого гула. Примерно так же сделана и прерывистая между рядами.
С дорогами очень часто трасса пересекается без развязок, но с круговым движением. Помимо кучи предупредительных (в том числе, ярко мигающих) знаков, а также ограничения скорости, на каждом таком участке, где постепенно понижается скорость, скажем 120 - 100 (далее 100-80 и так далее до 40), на дороге есть разметка в виде поперечных полос шириной см двадцать по три - четыре подряд. Когда по ним проезжаешь, если скорость соответствует тому, что предписано, то будет просто шлеп-шлеп-шлеп-шлеп, если быстрее, то ГууууууГГГГУУУУУУ, то есть, громкий гул, опять же проснешься. Весьма умно.
Так мы добрались до самого Турку, в последние полчаса я гнал со всей силы, поскольку оставалось очень мало времени до конца регистрации на паром. В Турку влетели, прямо по этой трассе, ни хрена не зная, куда ехать, где там у них порт. Финны по-английски говорят редко и плохо, поэтому их не спросишь. Оставалось одно, тупо ехать по дорожным указателям, где присутствовала табличка с пароходом, беленькая такая.
Нам повезло, что порт у них такой всего один в городе. Мы его с ходу нашли.
До конца регистрации 45 минут.
Влетаем на территорию, видим ворота с надписью "Силья Лайн", они закрыты, никого нет, машин нет, пусто. На причале парома тоже нет. В голову помимо неприличного лезет мысль о разнице во времени. Вкрадываются сомнения, а в плюс или в минус? Может, паром уже ушел?
Нет, не ушел, мы просто первые, кто приехал за час до начала регистрации. К слову, спасибо моему приятелю, который мне заявил, что финны время не переводят, поэтому после нашего перевода мы с ними сравнялись, так у нас организовался час запаса.
Я просто уснул после такой гонки. Когда проснулся, то народу было очень много, машин тоже. Регистрация заключается в проверке билетов и выдачи посадочных магнитных карт для входа в каюту, пожелания удачи и вот собственно все, ВСЯ финско-шведская граница!!
А паром:. Нет, не паром, это просто был дом, большой многоэтажный дом. Он мерно покачивался у причала, а из него вылезали фуры, 15 штук + 4 автобуса и еще не меряно легковых.

Итак, паром.
Мне посчастливилось въехать туда первым и проехать его насквозь (не навылет, конечно J), остановившись у кормового выезда. Должен сказать, что в длину он очень солидный, высокий, широкий, с каждого борта по два ряда, плюс еще дополнительные два ряда по середине, причем в два этажа, то есть всего - четыре.
Весь корабль - 13-ти палубный. На первом уровне не знаю что. На втором - ниже ватерлинии - каюты (мы там собссно и были). На третьем - а/м, на четвертом каюты и грузовой уровень, тот, что посередине. 5-ый, 6-ой - каюты. 7-ой - бары, такс фри, казино и т.д., коммерческий, короче.
8-10 жилые, так сказать, но более роскошные, 11 - питательный уровень и развлекательный. На 12 есть люксы и развлечения, на 13 прозрачная смотровая палуба, бары и т. д, выше есть только труба J.
В каюте как в купе поезда две полки снизу, две сверху, однако, мы там были только вдвоем. Столик, вешалка, зеркало, розетки, кондей с контролем, душ, туалет, раковина. Очень чисто. Не советую, простите, спускать воду, сидя на горшке. Спуск там вакуумный, ощущения, по первое число, кажется, что сейчас всосет, если не все, то некоторые части.
Поскольку я после дороги был очень уставший, то на пароме Силья Европа мы посмотрели очень мало, были только в такс фри и пообедали наверху. Интересно наблюдать как шведы и финны закупают просто упаковками пиво, волокут к себе, а затем просто в мясо нажираются, жена сказала, что орут песни всю ночь, но до утра я спал просто без задних ног и ничего конечно не слышал:

Швеция

В Швецию прибыли в 5 утра по местному времени, а оно еще на час раньше. Опять же никакой тебе границы. Номера на машинах абсолютно такие же, хрен отличишь. Хотя:
Вот несколько отличий.
У шведов шире дороги.
Они еще ровнее.
Их просто больше.
Они более высокого класса, то есть больше автомагистралей.
Половина заправок - автоматические, как у нас по карте, например, как на Несте. Персонала нет, более того в Воскресенье утром, все обычные заправки тоже работают в автоматическом режиме, часов до 11-ти утра. Эх, если б не запасной бензин, то..
Там нет НЕСТЕ, есть ШЕЛЛ, СТАТОИЛ, ПРИИМ и еще одна или две организации, не запомнил.
Да, там все в КРОНАХ, на Евро шведы не перешли. Литр 95-го стоит примерно 9:04 крон.
В Швеции 95% населения очень хорошо говорят по-английски, это просто здорово по сравнению с Финляндией.
Теперь могу уже сказать: у шведов дискретность скоростных ограничений 30-50-70-90-110-130.
В плане знаков и разметки все тоже самое.
Автомобили.
Если у финнов можно встретить все масти автопрома, в том числе и нашего, очень популярны америкосы 50х-70х годов, хотроды, хардтопы и другие переделки, то у шведов, конечно, больше всего Саабов и Вольво.
Каждая вторая машина - универсал, седаны менее всего в почете. Много минивенов.
Третья по встречаемости машина:. Угадайте?: именно машина, а не марка:.
ФОРД МОНДЕО!!!! Почти каждая 10ая машина. Причем всех трех генераций, много новых мондев 90% из которых универсалы, причем 70% ГИА. Видимо у Форда, который владеет Вольво, хорошо налажена сеть сбыта. Скорпов за все время на трассе встречено 47 штук, у финнов - всего 4 штуки.
К слову, сравнивая Джи - эм (СААБ) и Форд, Опелей там почти нет. По популярности или по количеству расклад примерно таков : №1СААБ+Вольво,№2Форд мондео+другие форды (много сиерр и эскортов),№3 БМВ, №4 рено-пежо-ситроэны, и, правда, много французов.№5 Мерседесы праЕ-класс и пра-пра Е-класс. №6 -японцы, больше всего тойот и ниссанов. №7 они же в виде 626 мазды и Хонды Аккорд. Единично ФВ-ны и Опели. Однако, много очень старых каддетов.
Одна Лада, одна Жига:J. 1 Порше Кайен. 1на Феррари.
Машины в хорошем или очень хорошем состоянии будь-то Сааб 3-х дверный универсал 1970 года, 245 Вольво или более того Вольво Амазон, ухожены. Откровенных лохматок там в помине нет, недоделанных аварийных тоже.
Очень необычны комплектации машин, то есть, то, как их там с новья заказывают.
На примере одного скорпа 1993 года (по стеклам) в комплектации ЦэЭлЭкс, седан:
Пустой салон, тряпка.
Ручные зеркала!
Минимум на торпеде.
Люка нет
НО!!!
Дворники фар.
Противотуманки.
3-4 дополнительные огромные круглые противотуманки-фары перед радиаторной решеткой.
Обогрев двигателя. Розетка.
Обогрев сидений.
Обогрев лобовухи и писалок соответственно.

Вообще такой зимний пакет есть на 90% машин, ВСЕХ машин. Особенно это касается доп. фар и щеток на фарах, на крайняк - омыватель.
Помимо такого классического набора очень часто на крыше стоит "гроб" для лыж и другого скарба.

Такое отличие ждет вас на дорогах Швеции. По ним то мы и отправились к трассе Е-4 строго на север. Направление на Сундсвилль. В первую очередь нашли заправку (далеко не сразу) и купили карту Швеции. Получилось, что имевшаяся у нас карта Европы 1994 года, если для финских дорог еще подходит, то для Швеции уже просто не актуальна, все переделано, построено еще куча трасс.
По дороге много раз пробовали поменять доллары на кроны, так как в России купили их слишком мало. Но все обменники "Форекс" в более или менее приличных городах были попросту закрыты на выходные дни, коими являлись Вс, Пн и Вт. Забегая вперед, их пришлось менять уже в Орэ, в местном банке по отвратительному курсу.
В Питере 10 крон продают за 36-37 руб., в Швеции (в ОРЭ) за 1 доллар дают 8:20 крон, за Евро около 9ти крон.
Как это ни странно, но по пути ничего не произошло, но такая монотонность привела к тому, что меня стало откровенно клонить ко сну, стало страшновато вести машину. За руль села жена, я хоть поспал пару часов. Проснулся от резкого торможения. Выяснилось, что, простите, нет у них вдоль автотрассы куда выйти. В лес не подходит, так как вдоль него идет сетчатое ограждение против лосей, а все парковочки, к сожалению, обозначены непосредственно за 30 метров до места, просто не успеваешь остановиться, а задом по автостраде как бы не положено ехать. А тут было ответвление от трассы, отельчик. Короче поехали искать стоянку. Ей оказалась автоматическая заправка. На ней-то и развеялся мой миф о святости шведской земли. Размяли ноги, погуляли по лесу, сели мы покушать, тут на заправку приезжает тетка на Рено Меган и долго там с чем-то возится, после чего подходит к нам и начинает по-шведски чего-то впаривать, мы с ней по-английски объяснились, говорит, что она на ночь машину не закрыла, у неё весь луц слили и теперь ей не доехать до дома, поскольку ту автоматическую колонку, к которой у неё есть карта, ночью разгромили вандалы (????????????) вау. На заправке и впрямь одна из колонок была того. Тема беседы: можете луц продать? Ну, говорю, можем, только он у меня в канистре, 10л всего, более того он в России залит был. Я думал, откажется, не фига, протягивает 100 крон и говорит, чтоб лил. Залили. Поблагодарила. Уехала. Я насторожился.
И не зря. На трассе за все время в Швеции было три необычных кадра.
1. Трасса. Никого. Вечер. У отбойника припаркован впритирку Сааб 9000. Водительское стекло разбито. В салоне под торпедой - хаос проводки. Решил не останавливаться, жена спала. Похоже, что угнан, так сказать, на сколько бензина хватило.
2. то же, только Опель Вектра Б, аккуратно припаркована боком в канаве.
3. самое неприятное. Днем на безлюдном участке, там, где есть боковая дорожка в лес, съезд на обочину, на опушке стоит Вольво 740-760, двери нараспашку, стекол нет, вся в мелкую дырочку, п у л е в у ю дырочку. Оттуда я свалил как ошпаренный.
Так вот. С одной стороны это говорит о наличии беспредела. С другой стороны, где его нет.
Вот еще зарисовка.
Просто дорога первого класса, всего три ряда. По краям отбойники. За ним, мордой в столб стоит японка середины девяностых, совсем (кроме морды ) целая. Отбойник и обочина полностью и далеко не вчера восстановлены. А машина никому не нужна, подходи и разбирай. Но нет! У них не принято.
Позже я с такой картиной встречался не один раз. В Орэ, например, в горах был брошен армейский двухсекционный гусеничный вездеход. Следов его самого на проталом снегу нет. Стоит, очевидно, очень давно, даже слегка ржой покрылся. Но опять же его никто не трогает, в салоне одеяла старые и какие-то шмотки, вся кабина в сборе целая, никому в голову не придет его трогать. В нашей замечательной стране его бы за день разобрали.

Немного ещё о дорогах.
Знак "неровная дорога 50м". Что бы это могло быть.
Так вот, через 50 метров на обочине стоит такая красно-желтая полосатая переносная табличка, обозначающая, что бы вы думали (? !) волну на асфальте высотой 1 см длиной метр. После российского бездорожья вышибает слезу.
Видимо, при въезде в РФ надо на границе ставить знак "неровная дорога" с табличкой зоны действия "Россия", а в ПДД ввести новый знак " ровная дорога", который можно было бы устанавливать в местах, где таковая все же есть.
Кстати, полиция встретилась нам только в городах, ДПС как таковой там нет, это только наши по кустам в засадах сидят. Да и то, в городе попадается одна-две машины со спец сигналами.

Впрочем, до Сундсвилля мы добрались без приключений, 350 с лишним км со средней скоростью около 110 км/ч. В баке осталось около 10-ти литров, то есть стрелочка дошла до красной зоны. На местной заправке залили полный бак. О блин!!! Получается, что Скорп на их бензине сел на диету: получилось 6.4 литра на 100 кмJ
Правда, нужно признать, что замер происходил при идеальных условиях, скорость почти не менялась, а пока за рулем была Света, она сказала, сто быстрее 100 не ехала (2часа).
В Сундсвилле, руководствуясь очередным изобилием указателей, свернули на северо-запад на трассу Е14. Направление на Остерсунд, до него примерно 250, а от него по этой же трассе 120 км до Орэ. А оттуда еще 150 км и - Норвегия.
Последние сотни километров прошли почти незаметно. Здорово устали по дороге, но, найдя все же наш отель, усталость прошла за пять минут.
Орэ Бъёрнен.
С виду отельчик махонький, этакий одноэтажный коттеджик. Но : вот ведь как неожиданно, отель-то выходит пятиэтажный! Что ж он, подземный? Спускаемся вниз, думаем, что окон не будет, будем жить как в бункере. Входим в номер. Окно есть. Из него прекрасный вид на горы. Получилось, что отель расположен на склоне горы таким образом, что пятиэтажная часть видна только снизу, а сверху - сарайчик.
В номере есть душ, туалет, мини кухня, телевизор, телефон две кровати, кресло, шкафчик, короче, все, что хочешь. Очень комфортно.
В самом отеле есть сауна, солярий, спортзал, развлечения всякие, рядом паб, в нем разливной Карлсберг, Будвайзер и другие хорошие напитки. Между прочем, очень недешево. Но очень вкусно.
В самом Орэ четыре маленьких деревни. Самая крупная - Орэ Фъёлбе, там расположен так называемый центр: банки, магазины, большинство отелей. Здесь и самые приличные склоны и подъёмники. Здесь мы и провели шесть дней, отведенных для катания.

Для "негорнолыжников" и кому не интересно следующий параграф могут пропустить и не читать.

Конечно для тех, кто когда-либо соберется в Орэ, любые уговоры туроператоров, что там, в конце апреля самый сезон, ЛОЖЬ!! Там как раз предпоследняя неделя, хотя впрочем, там и скидки, распродажи, и все такое.
Самый сезон там как раз кончается в первых числах апреля.
То есть, когда мы туда приехали, то поняли, что, грубо говоря, лето - внизу, зима - наверху. Как вам катание при солнце и +14С. снег - каша. Там, где он вообще есть. Так как ночью "ротраки" сгребают резервный снег и реставрируют укатанные за день склоны.
Исключение составляют только северные склоны. Там мало того, что ничего не тает, там еще и голый лед, туда даже ротраки не суются, а катание продолжается до середины июня. Снежные пушки там не предусмотрены, своего снега хватает. На южных и юго-западных склонах много пушек, снег запасают всю зиму.
К весне урезают время катания, только до 16:00, но с 9ти утра.
Как уже говорилось выше, склонов около 60ти. Из них около примерно 15 -детских (зеленых). Примерно 20 -синих. Примерно 20 -красных. И точно 7 ЧЕРНЫХ, зато каких. После спуска с одного такого закрытого к тому времени склона мои коленки тряслись, а бедра сводило, уклон там очень серьезный, длина около 250ти метров, но каких метров:
Из этих спусков зеленые, то есть, детские - неинтересны, да и в своем большинстве - растаявшие.
Синие, простые, - скучно, но тоже здорово испорчены весной. Красные, продвинутые, средней сложности - пожалуй, в лучшем виде, их как раз и поддерживают в состоянии. Черный (сложный) был открыт только один, с остальных с каждой ночью снимали все больше снега.
Короче говоря, только 25-30% курорта находилось в более или менее приличном виде, хотя этого вполне хватило.
Подъёмники очень хороши. Билет на 6 дней катания 1500 крон, с учетом стоимости брелока.
С самого низа на самый верх раз в 30 минут ходит фуникулер.
Он идет очень быстро, но туда, во-первых, набивается до 72х человек, а во-вторых, ждать долго.
Альтернатива: две очереди подъемников 6ти и 4-ех местные кресельные идут до середины горы (первая очередь) около 10ти минут ходу наверх, вторая очередь - "Эцилоп", эдакие маленькие фуникулерчики, если троса на фоне неба не видно, то сходство поразительно.
По ходу дела это - кабинка размером с грузовой лифт там сидя помещаются шестеро. Так что еще 10 минут, и ты наверху. До самой вершины можно добраться, проехав еще 400 метров на волокуше за снегоходом.
Обычные "швабренные" подъемники есть всюду, на всех дополнительных склонах. Они обычно сдвоенные, что говорит о несметном количестве народу в сезон катания.
Что было хорошо в позднем приезде, так это - меньше народу, почти без очередей к подъёмнику (более 2х минут не стояли).
Для любителей лыж Ад заключается в огромном количестве сноубордистов, которые вечно мешаются по склону, да еще вечно лежат на заднице прямо поперек дороги, да не обидятся на меня сноубордеры. Потом тех, кто на борде с крутого склона съехать по-человечески сможет, очень мало, они просто сползают под уклон кто как, поэтому тут просто засада какая-то, сравнимая для москвичей с полудохлой "шехой" тошнящей по левому ряду МКАДА со скоростью 60 км/ч. Впрочем, я еще со времен раннего детства и спорт подготовки не переваривал борды, сорри.
Первые два дня было +14-16, солнце пекло изо всех сил, снег превратился в мокрую тяжелую кашу. Только утром еще пару часов склоны были в приличном виде, потом - бассейн из кашистого снега с буграми в придачу. Эти первые два дня стали для меня сущей мукой. Во-первых, я такое катание терпеть не могу. Во-вторых, лыжи, точнее крепления на лыжах. Дело в том, что лыжи я с собой взял отцовские, поскольку свои старые лыжи сейчас я выставил на продажу ( кому интересно, спрашивайте, мыльте, продается весь комплект: лыжи с креплениями, ботинки, палки). А себе давно уже присмотрел нормальный комплект, даже попробовал его, так как отец такой себе взял.
Такой, да не совсем L. На вполне боевые лыжи Salomon Equipe 9 3V 168sm из соображений экономии были поставлены легкие крепления Salomon 7-11, что красноречиво указывает на максимально допустимый уровень нагрузки на открытие креплений от 70ти до110ти кг. Тут-то и порылась собака.
Кадр №1. Представьте себе, что в горах нагрузки куда сильнее, входите вы в хорошую короткую резаную дугу: лыжа вязнет в каше: внезапно внешняя (также загруженная) нога теряет опору: сработала вверх передняя "головка" на аварийное открытие. И вы, замечательно скапотировав, рухаете в снег носом. И так раз в пять минут. Закрутка до предела проблему никак не решила, только нервы окончательно напряглись, никакого удовольствия от катания, сплошное ожидание отваливающейся от ботинка лыжи. ЖУТЬ.
Кадр №2. Северный склон, чистый лед, прямой классный крутяк, народ нерешительно топчется наверху, мало, кто суётся на сам склон, лёд действительно сильный. Я гордо стою наверху, думаю: сейчас я им продемонстрирую, как надо ЕЗДИТЬ. Резво отталкиваясь палками и рву вниз.
Разгон. Лед весь испещрен мелкими волнами, как стиральная доска. Сильные вибрации. Скорость уже такая, что глаза под очками начинают слезиться. ВОТ ТУТ-ТО одна лыжа и отстёгивается. Я кубарем слетаю ещё 50 метров, очень активно матерясь. Светка сказала, что, когда я навернулся, наверху все охнули. Я отделался синяками и ободранными руками. Но это переполнило чашу терпения. Мы отправились присматривать мне лыжи. И они тут же нашлись: Salomon Equipe 10 3V 168sm. Модель этого года, супер, спортивные боевые лыжи. И ООООООООООО! Крепления там стоят Salomon 9-14 Racing, просто зашибись. Только вот цена:за всё 7200 крон. То есть 878 долларов США. Дааааааааааааа. А ведь очень хочется кататься по-человечески. ЖАБА:
После обеда мы снова побывали в этом же магазине. И каково же было мое удовольствие увидеть, что на эти лыжи, как и на все другие, есть скидка 30%, что составит 614 енотов. Вспомнили, что на границе "такс фри" оформить можно. Еще порядка 80ти Евро, то есть где-то 500 енотов за лыжи с креплениями, да еще какие! Через 30 минут они были куплены. Остальные дни прошли счастливо! Это просто отличные лыжи, но для тех, кто способен это оценить. Они жесткие, очень сильны на скручивание, но, грамотно загруженные, они принесут незабываемые дуги. Впрочем, они очень сильно отличаются от предыдущей модели, на которой я провел первые два дня, в первую очередь тем, что намного более жестки, что благо в спорте.
Единственное, чего нет в этом маленьком городке, так это места для проведения досуга. Кроме пабов вечером все закрыто.
Это больше всего стало актуально на третий день, так как было пасмурно и очень холодно, в первую очередь, мокро. До середины горы вершину закрывали облака. Мы покатались часа два, я опробовал новые лыжи и остался доволен, очень доволен. Здорово кататься в облаке, ни хрена не видно, рожу морозит . И к исходу второго часа мы твердо решили более не кататься, а отправится в какой-нибудь Аквапарк, если таковой есть.
Аквапарк есть, но уж больно он далеко, аж в Остерзунде, что в 120 километрах. Но мы туда съездили. Вот что, друзья, Аквапарк - это громко сказано - продвинутый бассейн с холодной водой и одной единственной горкой. Зато за все удовольствие в нашем понятии 180 рублей. Хоть помылись. На обратном пути по шоссе ехали на заходящее солнце. Классный вид. Решили сделать кадр. Он отлично получился. Заодно сделали фотографию Светки на фоне Форда. (прим. редактора: если Зир Толераныч поможет, то эти и другие фоты будут в самые ближайшие времена.)
Слаба богу, что все последующие дни стояла солнечная погода и было +5-7 С, хоть снег в кашу не превращался. Пробовали снимать на камеру, которую взяли с собой у друзей, но эта камера стала для нас просто кошмаром. Мало того, что она тяжелая и громоздкая, да еще этот долбаный аккумулятор садился через 4-5 минут съёмки. У меня было постоянное желание зашвырнуть эту камеру куда подальше, вот только не наша она, а так бы зашвырнул. За все дни отсняли всего-то 45 минут фильма.
Еще один интересный момент. Главный кресельный подъемник первой очереди, тот, что идет на самую середину горы, проложен вдоль маленького ущелья, на дне которого протекает горная речка. Когда едешь на подъемнике, то оказываешься выше совсем взрослых елей. Так вот на дне этого ущелья целый склад лыжных палок, перчаток и другой всячины, которую можно уронить из рук. Если постараться, пройти и подобрать все это не составит ровным счетом никакого труда, но этого почему-то никто не делает, и я не стал, хоть и мысли были. То, что там можно было бы подобрать парные палки, сто пудов, там целое кладбище этого добра. Так проявляется во мне совковая жилка!.
Надо отметить, что из шести дней катания, только один оказался пасмурный, все остальные дни светило солнце и было более или менее тепло. Припекавшее солнце потихоньку растапливало снег, а он собираясь из ручейков, повсюду сбегал маленькими речушками в большое длинное озеро у самой горы. Пожалуй, что эти речушки и есть самое красивое в тех краях по весне, потому что они текут под снегом, иногда выбиваясь на поверхность. В этих местах образуются просто сказочные водопады. А еще на плато, на высоте около 800 метров, где снег полностью сошел среди вулканических пород и мха, и вересков, попадаются полянки с мороженой прошлогодней брусникой. Вот это даааа. Просто объеденье, а еще и жажду утоляет.

Не смотря ни на что, покатались мы на славу. Отдохнули, что от русских, что от работы, что от вообще ощущения, что завтра может быть рабочий день.
Но сколько не отдыхай, а работа ждет, и в субботу утром мы отправились домой. Выезд назначили на 9 утра, но его перенесли на более ранний срок, потому что вечером в пятницу погода резко испортилась, и к ночи пошел снег. Мы боялись, что занесет льдом трассу. Таким образом, в 8:00 при температуре 0 С, осторожно без резких ускорений и замедлений мы отправились домой. Трасса достаточно быстро оттаяла, что позволило ехать со скоростью около120ти км/ч. Расстояние до Стокгольма было преодолено примерно за 8 часов, из них 4 часа прошло без проблем, а вот оставшиеся 4 - сущий ад. Мало того, что время до парома все ж ограничено, но у нас была запланирована прогулка по Стокгольму. Поначалу светило солнышко и все, кроме сильного ветра, было замечательно. Как раз на этом отрезке пути мы сделали для себя еще одно важное открытие. Как уже ранее говорилось (по-моему), трассы в своём большинстве имеют сетчатое ограждение от лосей, населяющих скандинавские просторы. От такого ограждения до асфальта все засеяно травкой, то есть пространство это легко просматривается ото всюду, дальше за сеткой - лес. Так вот это обстоятельство вызывало много проблем: на трассе очень мало мест для стоянки, не говоря уже о туалетах. Не пойдешь же на травку у всех на виду. Через сетку не перелезть. Короче, ёрзаешь до заправки: И тут так получилось, что я остановился на обочине, чтобы достать чего-то из багажника. Гляжу, а как раз напротив к сетке тропинка подходит, и сетка в этом месте имеет разрыв, края которого как бы накладываются друг на друга внахлест где-то по 1.5 метра, а между ними 0.5 метра проход (лось очевидно не влезет), S-образной формы. Таким образом, больше проблем с незапланированными остановками не было. Как я уже сказал, вторая половина пути была ужасной. Дело в том, что сильный ветер стал штормовым, а с неба повалил полудождьполуснег, снизивший видимость до 150 метров, который шел около часа, а потом просто начался жуткий ливень, и не было видно просто ни фига. С таким вот замечательным настроением мы въехали в Стокгольм, где в первую очередь поехали искать порт, куда приходит паром. На это ушло около получаса, однако, в результате мы совсем расстроились: на причале стоял такой ветродуй, что в целом не легкий припаркованный Скорпио довольно серьёзно кренило под порывами ветра. Машина моментально запотела, если заглушить двигатель, то тепло выдувало за 3-5 минут, а до начала регистрации оставалось еще 3 часа. В конечном счете было принято решение при любых погодных условиях спасаться в Стокгольме, невзирая на дождь, все же совершить пешую экскурсию. О передвижении на машине не могло быть и речи, так как я просто боялся заплутать на узеньких улочках с односторонним движением. Я искренне полагаю, что Стокгольм - очень красивый город, но не при +1 С в жуткий дождь и шторм. Вернулись на пристань, прошли регистрацию, въехали на паром "Силья Фестиваль", который был заметно меньше собрата "Европа", но все равно немаленький. Казалось, что все неприятности уже позади , поэтому мы отправились в местный ресторанчик и как следует, подкрепились (а зря). Как только паром отплыл, то конечно же все только началось, ведь ШТРОМ же все-таки. Еще войдя в каюту, я обнаружил, что в душе-туалете почему-то сломаны все ручки, крючки, держалки для полотенец и болтается стульчак. Тогда я просто удивился, что такой непорядок на недешевом пароме. Но когда по ходу сам отправился в сие заведение, то все стало ясно: качка такая, что, если хочешь помыться под душем, приходится держаться за все возможные углы, выступы, а также ручки, держалки и т.д..
Я поначалу решил, что такая качка вызвана постоянным перепрыгиванием парома через волны (с носа на корму) и в принципе был спокоен, только здорово укачивало (поминаем ужин). Но черт дернул меня посмотреть расположение нашей каюты относительно корабля. Вот тут до меня и дошло, что паром не "ныряет", а кренится с борта на борт , причем сам-то паром имеет только 1/7 свою часть под ватерлинией!!! А на уровне ватерлинии-то мы и были в каютах, боже мой!, что ж тогда творилось на верхних палубах?! Там похоже амплитуда была просто непередаваемой. От сознания того , что мы можем просто перевернуться становилось не по себе. Ужин просился на волю, спать хотелось очень сильно, но в такую качку было просто не заснуть - жуть. Утром проснулся, не поверил, что жив.
В Турку погода тоже была скверной. Решили не задерживаться и ехать в Хельсинки. Немного поездив по столице, поняли, что заблудились, так как нет никаких дорожных указателей, куда ехать, не знаем. Воспользовались случаем, погуляли по центру. Был решено ехать в направлении к портовым кранам, потому что та наверняка есть причал паромов, а уж от него-то точно есть указатели на трассу. Слава богу, так оно и было.
До границы долетели за 3.5 часа. Финской границы, как ранее уже упоминалось, просто нет, она существует в виде КПП, где нужно показать паспорт, все, дальше нейтралка. На ней пункт возвращения денег для товаров "Такс фри". Там получили 80 Евро обратно за лыжи, купленные в Швеции. Маленькая ремарка. Если вы купили что-то в Швеции, то деньги вам вернут только на русско-финской границе, поскольку Швеция хоть и не в ЕВРОЗОНЕ, но входит в "шенген". Именно поэтому практически нет границы между Суоми и Швецией. Единственное "НО". Формально, если вы хотите получить "такс фри", вы не имеете право пользоваться купленным товаром до выезда из страны, в данном случае, из Финляндии (см. выше). Швед, продававший на лыжи, был умен. Он предупредил, что не в коем случае нельзя говорить, что купил эти лыжи уже б/у, нельзя признаваться, что катался на них, "коси под дурку". Он выдал нам с собой наклейку , которой он должен был запечатать проданный товар. В случае нарушения целостности этой наклейки-пломбы бабки могут не вернуть, по крайней мере у нас проверили, что она целая. Наклейку мы естественно наклеили, когда упаковывали лыжи в машину перед отъездом.

И наконец-то наша Родина, мать её.
Опять клочок бумаги на первом КП, опять корявые рожи, как не уезжали никуда.
За ним начинается 5-ти километровая помойка. Почему? Потому что только у нас фуры на границе стоят неделями, а это никак не предусмотрено, ни помоек, ни туалетов, ни хрена нет! Поэтому все, что можно выбросить скапливается в радиусе 5-10 метров от обочины, на всем протяжении имея почти одинаковую плотность, все просто ЗАСРАНО, здравствуй, РОССИЯ, блин! Еще одна местная достопримечательность, АЛКАШ(!) на нейтральной полосе ходит и собирает бутылки, роется в мусоре. Идет прямо посередине дороги, от правой обочины к левой, иначе ноги не держат.
Едешь мимо очереди из фур до самого КПП. А там как повезет. Нам в принципе повезло. Всю нашу границу мы прошли за 15 минут. Машину досматривали вообще без пристрастия (только лыжи в салоне, зато 5 минут на них пялились, видимо в голове не укладывалось, что людей двое, а лыж 3 пары.). И когда казалось, что все позади, на последнем шлагбауме, где забирают тот самый клочок бумаги, выяснилось, что тот урод, который "производил досмотр", не поставил какой-то штамп, суканах. Чего делать, спрашиваю. Ничего, говорит, разворачивайся и сначала давай. Более того, эта падла забирает у нас паспорта. Я, охренев от всего этого, разворачиваюсь и еду прямо по встречной назад к месту досмотра. Того парня, что смотрел на лыжи, уже след простыл. Иду к начальнику, объясняю обстановку. Он говорит, чтоб показал ЕМУ машину. Ну, показал, открыл, закрыл. Не ставит, сука, штамп. Говорит так хитро-хитро: а вы покупки какие-нибудь делали? Ах ты, сволочь, на подачку напрашиваешься, думаю. Да, отвечаю, вот - лыжи. Он так грустно-грустно: значит, только личного характера? Я ему:ДАААААААААААА! Он ставит штамп. ВСЁ! Паспорта отдали, и мы поехали домой.

РОССИЯ - это такая страна, где знак "неровная дорога" нужно ставить сразу после границы, да еще с табличкой зоны действия "Россия". Я каждый раз удивляюсь, вроде едешь по ухабам и тут раз, и стоит знак "неровная дорога 2км". Думаешь, если эта уже не ровная совсем, то, что же дальше будет?J
О том, что дороги у нас хреновые вспоминаешь сразу.
О том, что ездят все как хотят - как только встречаешься с первыми машинами. В километре от границы меня обогнал мерс Е230, которого в этот момент по левой обочине "делала" 99я. Все это происходило при наличии встречного движения. Быстро отрезвляет!

А вот вам положительный момент: на те же деньги в Выборге я залил не 20 литров их 95-го, а целых 55 литров нашего эээээ:."95го"ээээ:.бензина.
Еще через3 часа мы были дома.
Тут пора и закругляться.
Кто выдержал и на хрен не послал. ВОТ ВАМ МОЙ РЕСПЕКТ!!!

З.Ы.: ежели чего обращайтесь за консалтом и ценами.
З.Ы.Ы. сие будет выпущено раза два в конфу, а потом еще раз с фотами от Лёшки Зирыча.

С уважением, Сергей
Scorpio94/ С 866 НТ 78