<назад

До встречки в суде

http://www.gazeta.ru/2003/11/22/dovstre4kivs.shtml

Текст: Роман Гуляев  Фото: Константин Куцылло

На секретном совещании Мосгорсуд принял решение – в столице можно и нужно лишать прав водителей, которые разворачиваются или поворачивают налево через сплошную линию. Российская ГИБДД, в отличие от московской, считает это слишком суровым наказанием и намерена помочь несчастным водителям.

«Газета.Ru» уже рассказывала о проблеме применения статьи 12.15.3 КОАП. Она, напомним, предусматривает штраф в 300–500 рублей или лишение прав на 2–4 месяца за выезд на встречную полосу в местах, где это запрещено. Изначально в кодекс вкладывался такой смысл: лишать прав только тех, кто выезжает на встречную полосу и едет по ней. Те же, кто поворачивает через сплошную линию, по мнению разработчиков кодекса, должны наказываться по другой статье – 12.16 – за нарушение разметки. Здесь возможен только штраф в 50 рублей.

Но многие гаишники и судьи трактуют поворот через сплошную как раз по статье 12.15.3. Не отстают и суды. По информации «Газеты.Ru», недавно в Мосгорсуде состоялось специальное совещание по этому вопросу. На нем присутствовало руководство московской ГАИ во главе с начальником – Сергеем Казанцевым, начальники ГИБДД всех столичных округов, а также председатели судов. На этом совещании была выработана единая трактовка того, что же подпадает под статью 12.15.3.

Теперь в Москве по этой статье будут в обязательном порядке наказывать не только тех, кто выезжает на встречную полосу, но и тех, кто поворачивает, а также тех, кто едет под «кирпич» на дороге с односторонним движением («против шерсти»).

Лишь одну спорную ситуацию решили трактовать в пользу водителя. Если на Т-образном перекрестке автомобиль, едущий «по ножке буквы Т», поворачивает на улицу с односторонним движением против потока, и при этом там нет знака «Выезд на дорогу с односторонним движением» (5.7.1 или 5.7.2), а есть знак «Направление движения» (4.1.2 или 4.1.3), то водителя штрафуют на 50 рублей за несоблюдение требования знаков.

Если гаишники ловят водителя «за встречку», они составляют протокол и изымают права. Потом нарушителю приходится идти в группу разбора, которая решает, наложить штраф или передать дело в суд. Обычно смотрят на историю – в Москве все нарушения заносятся в единую базу. Если человек не имел серьезных проблем за последний год, налагают штраф прямо в группе разбора, если нарушает часто, то дело идет в суд.

Впрочем, некоторые группы разбора не утруждают себя собственно разбором, а, увидев в протоколе статью 12.15.3, сразу выписывают повестку в суд. В частности, это относится к ГАИ Южного округа.

Судьи тоже смотрят в первую очередь на «послужной список», а также слушают нарушителя. Если последний раскаивается или имеет смягчающие обстоятельства (например докажет, что нарушал в состоянии аффекта «либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств», а также нарушение правил беременной или имеющей малолетнего ребенка женщиной), суд может вынести постановление о штрафе.

Впрочем, наказание «за встречку» поголовно для всех водителей, возможно, скоро уйдет в небытие.

Источник «Газеты.Ru» в ГАИ России рассказал, что это ведомство недавно провело свой анализ применения статьи 12.15.3. И поняло, что нередко его применяют не там, где надо: «Слишком уж жестоко наказывать за пересечение сплошной линии без выезда на встречную полосу». По данным нашего источника, в ближайшее время готовится публикация специальных методических указаний для гаишников, разъясняющих, за что можно лишать прав, за что – нет.

Гаишникам порекомендуют применять статью 12.15.3 в пяти случаях. О четырех из них мы уже говорили ранее –

– выезд (именно выезд, но не пересечение) на встречную полосу на дороге, имеющей более двух полос в каждом направлении;
– выезд на крайнюю левую полосу на двусторонних дорогах, имеющих три полосы;
– обгон с выездом на встречную полосу на регулируемых перекрестках,
– в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью и объезд стоящих перед железнодорожным переездом автомобилей по «встречке».
Пятый случай – выезд на встречные трамвайные пути. Формально он запрещен правилами движения, но наказывать за него по статье 12.15.3 довольно сложно –трамвайные пути не являются проезжей частью (по ПДД она предназначена для движения безрельсовых транспортных средств), а КОАП наказывает именно за выезд на сторону проезжей части, предназначенную для движения встречных транспортных средств. Гаишники решили проблему просто – раз по трамвайным путям движение безрельсовых транспортных средств разрешено (не во всех случаях), это значит, что их можно считать проезжей частью.

Впрочем, на сто процентов гарантировать порядок в правоприменении этой статьи невозможно даже в случае выхода таких указаний.

Суды далеко не всегда учитывают подобные документы при принятии решения, и, вполне вероятно, продолжат действовать «по внутреннему убеждению». А оно, как известно, в Москве уже выработано.

24 НОЯБРЯ 2003