<назад

GТМ-технологии

Отправлено : ГАЕ., 12 Ноября 2003 в 15:57:08
"Обменяемся опытом !? - FORD" Часть 1398

1. Назначение GТМ-технологии
GTM-технология является одним из методов, применение которого на практике дополняет возможности традиционных способов ремонта оборудования. Использование состава ГТМ требует специального обучения. GTM-технология предназначена исключительно для применения специалистами автосервисов и автотранспортных предприятий.
    GTM-технология производит улучшение свойств поверхностей трения в зоне контакта деталей, не создавая промежуточных "временных" пленок из антифрикционных материалов, а также позволяет оптимизировать зазоры в сопряжениях деталей за счет восстановления геометрии изношенных поверхностей трения. Эти задачи разрешимы при условии, что данный механизм не имеет механических поломок и износа свыше 50%.
    За счет улучшения свойств поверхностей трения повышается износоустойчивость пары трения в 2-3 раза в зависимости от материалов, из которых изготовлены детали в сопряжении.
    Улучшение свойств поверхностей трения происходит везде, где есть трение металлических поверхностей, в процессе эксплуатации, без разборки механизма.
Диагностике и последующей обработке по GTM-технологии могут быть подвергнуты:
- Двигатели внутреннего сгорания любых типов и назначения, топливные насосы высокого давления (ТНВД) и форсунки дизельных двигателей;
- Поршневые и турбокомпрессоры;
- Подшипники качения и скольжения любых типоразмеров;
- Редукторы любых типов;
- Гидроусилители (масляные насосы всех типов, гидроцилиндры, распределители, клапаны и т.д.);
- Открытые шестеренчатые передачи;
- Прочие пары трения.
Опыт работы с различным оборудованием с использованием GТМ-технологии показывает, что в восстановленном оборудовании:
- ресурс восстановленного агрегата превышает ресурс нового,
- возрастает компрессия и увеличивается мощность ДВС,
- расход топлива или электроэнергии снижается на 10...15% в зависимости от исходного состояния механизма,
- повышается к.п.д.,
- снижается уровень вибрация и шума.
- GТМ-технология применима как к изношенным узлам и механизмам, так и к новым.

2. Описание процессов, протекающих при работе состава ГТМ
Введение состава ГТМ в узел трения производят через штатную систему смазки (подачи топлива) или методом непосредственного нанесения на поверхности контактных зон, с последующей кратковременной обкаткой при минимальных нагрузках и скоростях для равномерного распределения. Основной процесс идет в режиме штатной эксплуатации узла. Количество состава ГТМ определяется по типу оборудования и степени его износа. (Ориентировочное количество состава 0.1гр. на 1 литр смазки).
Если условно разделить протекающие процессы на этапы, то можно представить себе картину следующим образом.
- Проникновение частиц состава ГТМ в поры микрорельефа поверхностей трения.
- Очистка поверхностей трения.
- Модификация приповерхностных слоев металла.
- Наращивание сверхтвердых поверхностных слоев.

2.1. Картина трения на примере пары трения сталь-чугун
Если посмотреть на поверхность трения и контакта сопряженных деталей под увеличением, то она состоит из пиков и углублений, забитых продуктами износа и разложения масел и присадок.
Когда механизм включается в работу, нагрузка сближает поверхности трения, выступы микрорельефа рвут пленки создаваемые маслом и присадками и, набегая друг на друга, сламываются, добавляя в масло еще какое-то количество частиц металла, которые также становятся своего рода загрязнителями. В местах слома выступов происходят микро вспышки, разрушающие масла и присадки, которые также становятся загрязнителями.

2.2. Введение состава ГТМ в систему смазки.
В соответствии с технологией состав ГТМ добавляется в носитель (в данном случае - масло, причем не новое, а содержащее продукты износа), для его распространения по поверхностям трения. За счет специфических свойств частиц состава, в местах контакта происходит подготовка поверхностей трения - размягчение нагаров, окислов, деструктурированного масла, с последующим отслоением и накапливанием в фильтре.

2.3. Образование модифицированных поверхностей.
В зонах контакта пар трения под действием высоких давлений и температуры происходят процессы разрушения кристаллической структуры состава ГТМ (с выделением кристаллической воды). Образовавшиеся свободные связи замещаются атомами углерода из загрязнений и углеводородного носителя (масла, топлива или СОЖ). В результате объем слоеобразующего материала в десятки раз увеличивается по сравнению с количеством внесенного состава ГТМ. Практически одновременно с этим происходит проникновение не активированных частиц состава в углубления микрорельефа. Элементы ГТМ работают как катализаторы: в местах микро вспышек при повышенной температуре (до 1500 град. С) создаются оптимальные условия для активного протекания реакций замещения. В результате происходит внедрение углерода и кремния в приповерхностный слой металла, укрепление поверхностного и приповерхностный слоев. Все вышеуказанные процессы протекают практически одновременно и имеют место до тех пор, пока в носителе не иссякнет добавленный состав ГТМ или пока в системе не наступит равновесие, т.е. все зазоры контакта деталей механизма будут выбраны до оптимальной величины. В конечном счете, оптимизация зазоров в зонах контакта определяется конструктивными особенностями узла трения и всего агрегата в целом.
Свойства улучшенных поверхностей зависят от материала деталей в сопряжении, а также от нагрузки и температуры в зоне трения.
Полученные модифицированные поверхности:
- Не имеют резкой границы между собой и металлом, с которым они образовались.
- По своей природе не чужеродны металлу.
- Имеют одинаковый с материалом, на котором они образовались, коэффициент линейного термического расширения, т. е. не скалываются при нагреве - охлаждении.
- Коэффициент трения деталей аномально низок и снижается в среднем до 50% в зависимости от материалов пары трения.
- По своей природе являются диэлектриком и огнеупором. Температура их разрушения - 1575°C - 1600 °C.
- Стойки к коррозии.
- Поверхности можно возобновлять по мере их изнашивания, проводя дополнительные ГТМ - обра-ботки.

3. Общие принципы применения состава ГТМ
Количество и способ введения состава ГТМ в механизм зависит от системы смазки механизма. Для каждого типа механизмов определяется индивидуальный подход.
Перед обработкой по GТМ-технологии любого механизма производится диагностика для выяснения его текущего состояния, а также для дальнейшего мониторинга изменений, происходящих после применения GТМ-технологии.
Приборы и методика диагностики выбираются в зависимости от типа механизма. К примеру, техническое состояние двигателя внутреннего сгорания определяется приборами АПЦ/АГЦ-2 (вакуумный метод оценки пневмоплотности цилиндропоршневой группы).