<назад

ОТ АЛЬФЫ ДО ЯМАХИ: ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?
(или что обозначают буквы и цифры на моторах)

САМОЕ-САМОЕ... (N32 1 Сентяьря 2000)

КЛУБ ВЗАИМНЫХ СОВЕТОВ
http://automarket.irkutsk.ru/sup/sup0323.htm

 

Так по созвучию с греческим "от альфы до омеги", что в свою очередь идентично русскому "от А до Я", теперь именуется рубрика, которая будет представлять своеобразную азбуку - терминология, расшифровки, жаргонизмы и прочие исследования на авто-мото тему. И хотя этим заглавием заявлено о широком охвате объектов анализа - "Альфа", так часто сокращают Alfa Romeo, то есть западный автомобиль, и Yamaha - хоть и японский, но мотоцикл - первой статьей цикла станет "раскодирование" надписей - в основном на японских автомобилях.

В сегодняшнем материале рассмотрены надписи, которые относятся к технической части - двигатель, трансмиссия, подвеска, но не будет расшифровок модификаций. Исполнение салонов - это отдельная тема. Заранее хочется оговориться, что будут затронуты не только самые мудреные аббревиатуры, но и те, что сейчас понятны любому - азбука так азбука. Хотя, впрочем, кое-кто до сих пор, бывает, с видом Архимеда, открывшего очередной свой закон, восклицает в который раз "Эврика!" и сообщает кому-нибудь из знакомых: "Я наконец-то узнал, что такое DOHC, тебе сказать?" Так же помню, как один из продавцов усиленно пытался объяснить, что VTEC - это распределенный впрыск. Ну, не я им судья...

ПАРАЗИТЫ И "ОБМАНКИ"

Начну с того, что надо сразу суметь отличить нужные надписи от "паразитов", типа "My road" (моя дорогая), "My Toyota is fantastic" (моя Toyota - фантастика") или "Off road express" ("внедорожный экспресс"), хотя последнее намекает, что вы имеете дело с полноприводной машиной. Зачастую бывают "многоэтажные" эпитафии, восхваляющие данный автомобиль - "У нас нет соперников на проселочной дороге", как у Honda CR-V, или "Кузов представляет аэродинамическую капсулу, обеспечивающую высокий комфорт и безопасность" - микроавтобус Isuzu Fargo. Подобное можно встретить практически на кузове любой марки японских машин (кстати, европейцы и американцы в этом отношении скромнее), но в основном на джипах и микроавтобусах. Так же бесполезны зачастую наклейки, обозначающие фирму, продавшую автомобиль, ее можно определить по тому, что на ней присутствует название какого-нибудь японского города - Aichi, Toyama, Tokyo, Nagoya, может быть и такая - Toyota Toyopet, что по сути тавтология - Toyopet называлась фирма Toyota до ее переименования, в общем, "масло масляное". Обычно это маленькие наклейки под задним стеклом или на задней панели кузова. И еще необходимо знать - не обязательно написанному надо верить - например, доводилось видеть на Toyota Carina надпись "V6 24 Valve". В общем, переиначив Козьму Пруткова - "если на клетке со львом надпись "слон" - верь глазам своим, а не тому, что написано".

Впрочем, если автомобиль чем-то и "начинен", это не значит, что это обязательно будет вынесено на кузов. К тому же в последнее время наметился отход от подобного афиширования.

ЗАКОДИРОВАННЫЕ МОТОРЫ

Основной агрегат в автомобиле - двигатель. С него и начнем. А точнее, с системы газораспределения. Twin-cam и DOHC - суть одно и то же - два распредвала в головке цилиндров, только первое прочтение предпочитают Toyota и Nissan, второе - все остальные. Subaru в силу своего специфичного силового агрегата с оппозитным расположением цилиндров, что, кстати, именуется Boxer, обозначает свою систему 4 cam, но это не значит, что в каждой головке по 4 распредвала, а дается их суммарное количество, то есть по два в каждой. Так же можно встретить на некоторых Toyota Four cam - здесь V-образный двигатель - валы так же суммируются. Если распредвал один, об этом скромно умалчивается, лишь иногда на клапанной крышке можно найти надпись OHC или SOHC, впрочем, подняв капот, это можно определить сразу - свечи (или форсунки дизеля) "вставлены" сбоку клапанной крышки, у двухвальных - по центру и глубоко утоплены. Honda первой внедрила в механизм привода клапанов дополнительное устройство, позволяющее изменять фазы и высоту поднятия клапана, и назвала его VTEC. Для машин с "мощностной" настройкой он применяется и на впуске, и на выпуске и включается на высоких оборотах - более 5000 в минуту, а с "экономичной" - на впуске и на средних оборотах, и тогда обозначается VTEC-E, в индексе машин иногда появляются буквы VTi в первом случае или VEi - во втором. Значительно реже можно встретить подобный механизм на Mitsubishi - MIVEC. Кстати, у Toyota с 20-клапанным двигателем "лишний" пятый клапан также "подыгрывает" в зависимости от оборотов, но она была безымянной и только недавно дальнейшее развитие этой системы получило фирменное название VVT-i и VVTS-i. Есть теперь такая система и у Nissan. В Европе первой изменять фазы стала BMW - double VANOS и Rover-VVC.

V-образная конфигурация блока цилиндров так и обозначается буквой V, в основном в сопровождении числа цилиндров, хотя почти у всех японцев это будет цифра 6 (лишь представительские модели Toyota, Nissan исключение - у них V8). Зачастую после указания либо числа валов, либо расположения цилиндров указывается количество клапанов, опять же суммарное. Оно может быть безымянным - просто цифра - 12, 16, 20, 24 - либо сопровождается буквой V, но только сзади - 16V, или быть полностью прописанным - 16 Valve. Кстати, то, что может показаться пустой бравадой на Toyota Carina, на самом деле возможно для Mitsubishi Lancer/Mirage - в ее модельном ряду есть V6 24 Valve -самый маленький автомобильный серийный 6-цилиндровый двигатель объемом 1.6 литра, модель в этом случае называется Lancer 6/Mirage 6.

Кого-то может поставить в тупик цифра 20 - не сразу догадаешься, что это 4 цилиндра по пять клапанов (Toyota, Mitsubishi Pajero Mini, в Европе Audi) или пять цилиндров по четыре клапана (Honda, у европейцев - Volvo). Так же и 12 - либо 4х3, либо 3х4, но у нас встречаются только 4-цилиндровые, так как три цилиндра имеют "льготные" 660-кубовые машинешки, которые у нас не в почете. С 24-х клапанными разночтений быть не может - шесть клапанов на цилиндр только в стадии экспериментальных разработок, так что без вариантов 6 цилиндров по 4 клапана.

Объем двигателя японцы предпочитают указывать в литрах - 1.8, например. Несколько реже в кубических сантиметрах - 1800, 4500. Иногда "шифруют" по BMW-шному - увеличивая на порядок литровый объем - 25, 30 (т. е. 2.5 и 3 литра) - в основном это большие модели - Mitsubishi Diamante, Nissan Cedric/Gloria. "По-мерседесовски" обозначает свои экспортные модели Toyota - Lexus 200, 300, 400... Двузначная система может иногда сбить с толку, например, на Diamante 25V, 30V - где цифра - объем (5 клапанов на 5 цилиндров пока не применялась), а V (бывает E и S) - модификация, или на Cedric V30 - не 30 клапанов, а 3-литровый V-образный двигатель.

Рядом с объемом указывается тип двигателя, если он дизельный -ставится буква D, если бензиновый с впрыском - i. Помимо того, системы впрыска имеют более развернутые обозначения, что указывается отдельно - Ci - центральный впрыск; EFi, EPi (Electronic fuel или petrol injection), MPi (Multi Point Injection), ECi - Multi (оба у Mitsubishi), PGM-Fi (Programmed fuel injection - Honda) -многоточечный электронный впрыск. EFi-S - у Toyota обозначает программу процессора, дающую большую мощность. Также о более серьезных амбициях аналогичных машин говорит надпись GT - Gran Turismo. Если же обнаружите TRD, HKS, Advan, Tom'S, Legalis, Ralliart, Mazda speed, Irmscher или Handing dy Lotus (последние два только на Isuzu), возможно, что-то еще похожее - значит, к машине приложили руки тюнинговые фирмы или это специальное заводское исполнение, хотя это может быть просто наклейка. Об особой серии свидетельствуют и надписи Limited, Special, Exclusive (иногда в сопровождении Edition), Exciting Version, Anniversary ("юбилейная"). У Honda можно обнаружить Dual carb - двойной карбюратор - в принципе вещь надежная, но сложная в регулировке. Под капотом 20-клапанных Corolla надпись 4 Throttle - 4-дроссельные заслонки - по одной на каждый цилиндр.

Следующая группа надписей - касается способа наполнения двигателя. Самый распространенный - Turbo - наддув от энергии выхлопных газов. Есть у всех фирм - лишь Honda использует его неохотно (на совсем маленьких моделях или на большой Legend Exclusive). Если двигатель дизельный, то это уточняется - D-turbo, turboD или turbodiesel. Twin turbo - две малого диаметра газовые турбины, мощности не прибавляет, но дает менее заметный переход на турборежим, меньше "турбо-яма". В Европе зачастую именуется Biturbo. Super charger - механический наддув, приводимый, подобно генератору, ремнем от двигателя. Для бензиновых двигателей используется Toyota, для дизелей - Mazda, у которой он имеет приставку Pressure wave, буквально "волновое давление". Есть двигатели с механическим наддувом у маленьких Subaru и Daihatsu. Особенно: Super charger в Америке. В Европе используют Aston Martin, Jaguar и Mercedes (его модели именуются Kompressor). Некоторое время были и у Volkswagen оригинальной конструкции нагнетатели - назывались G40 и G60. Надпись Intercooler - промежуточный охладитель нагнетаемого воздуха - даже в отсутствие надписи turbo автоматически означает наличие наддува. Охлаждая воздух, улучшает наполнение цилиндров и дает прирост примерно 10% мощности. На старых моделях Mitsubishi встречается надпись Cyclone - доподлинно не удалось выяснить, так как она встречается у двигателей как с впрыском, карбюратором, так и дизелей, но, видимо, это просто общая серия двигателей.

Андрей ПОМАЗКИН