<назад

Cтоличный бензин убивает иномарки и как с этим бороться

6.09.2004 16:34 | Комсомольская правда
http://www.rambler.ru/db/megapolis/msg.html?place=news&mid=5007650

Журналисты "КП" исследовали ряд московских АЗС и выяснили: заправлять машины этим топливом нельзя

Как раз в то время, когда мы готовили этот материал, власти Москвы выпустили постановление "Об утверждении временных правил розничной продажи моторного топлива". Теперь торговцы обязаны сообщать потребителям все сведения о продающемся на АЗС топливе. Мера эта вынужденная, но запоздалая.

Сейчас на топливном рынке страны почти неконтролируемый бардак. Например, кроме ГОСТа есть еще десяток технических условий (ТУ) производства. Любой производитель топлива может написать свои ТУ. Только вдумайтесь! У вас есть нефтезаводик с древним оборудованием, которое только и способно производить ослиную мочу с запахом бензина. Получить ГОСТ нереально, но выход есть: пишешь сам и - вперед. То, что после езды на таком топливе капремонт двигателя неизбежен (от $400 до 1000), не волнуют ни продавцов, ни производителей. Так что каждая заправка вашей машины - это лотерея.

До нас коллеги пытались измерить качество топлива бытовым октанометром за сто рублей. Даже этот прибор выдавал жуткие результаты: нас обманывают на каждом перекрестке. То, что продается под видом АИ-92 (самая распространенная марка), едва дотягивает по качеству до бензина "для бензопил, мопедов и газонокосилок". На самом деле бензин имеет не менее 10 параметров, по которым его можно точно оценить. Поэтому мы подошли к проблеме серьезно. Исследовать пробы взялась лаборатория горючих и смазочных веществ РГУ нефти и газа.

Мы закупили 10 канистр. Тару промыли, чтобы в образцы не попало и соринки. Бензин покупали на первых попавшихся заправках, следя за тем, чтобы в выборку вошли и именитые брэнды, и малоизвестные фирмы. Чтобы никого не искушать, пробы мы сдали в безымянных канистрах, пронумерованных маркером. А список заправок с нумерацией спрятали в сейф.

Что мы проверяли

ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО

Почему стучат клапана


Отобранный нами бензин проверяли по двум методам - исследовательскому и "моторному". В первом случае проба бензина заливалась в холодный одноцилиндровый двигатель, и ученые имитировали езду в городских условиях: разгон, остановка, "пробка". По моторному методу, более жесткому, бензин заливали в двигатель, разогретый до 150 градусов, раскручивали мотор до 900 оборотов в минуту и имитировали езду по трассе. Затем после наших проб двигатель "кормили" эталонным топливом. Результаты сравнивались.

В принципе низкое октановое число можно вычислить на слух. Основные признаки: неустойчивая работа двигателя, потеря мощности, стук, звяканье клапанов и т. д. Это самый важный параметр, который характеризует так называемую детонационную стойкость топлива. Стойкость эта оценивается с помощью октанового числа. В нашем случае - 92. Детонация - преждевременное сгорание топлива в цилиндрах двигателя. Последствия могут быть самые неприятные - разрушение поршневых колец, клапанов и стенок цилиндров.

КСТАТИ

По мнению специалистов, яркие баночки с зельем, которое якобы повышает октановое число топлива (их продают на всех заправках), - полная ерунда. Если вы случайно залились бензином, у которого октановое число искусственно повысили на заводе с помощью присадок (двигатель вдруг стал работать неровно и плохо тянуть), выхода два: слить топливо или быстро, в течение суток, выездить бак, пока присадки не осели на дно бака и в концентрированном виде не попали в двигатель.

ФРАКЦИОННЫЙ СОСТАВ

От пробок в двигателях пробки на улицах


Наверное, это была самая трудоемкая часть нашего исследования. Одних параметров здесь около десятка. В лаборатории наш бензин перегнали в специальном кубе, тщательно фиксируя температуру всех стадий перегонки. Например, 92-й бензин не должен закипать при температуре ниже 35 градусов. Если закипел - будут паровые пробки в топливопроводе. Дальше эксперты смотрели, сколько процентов бензина перегналось при определенных температурах:

10% перегналось при температуре не выше 70 градусов - хороший пуск двигателя.

50% перегналось при температуре не выше 115 градусов - двигатель быстро набирает и сбрасывает обороты. Если для перегонки потребовалась более высокая температура, значит, с таким топливом двигатель будет "тупить" - медленно набирать обороты. А это создает только дополнительные проблемы при городской езде с пробками и обгонами.

90% перегналось при температуре не выше 185 градусов - если бензин полностью испарился в колбе, значит, он, как и положено, полностью сгорит в двигателе.

Среди наших проб у трех образцов была слишком низкая температура начала перегонки. Как следствие, будут паровые пробки в системе топливоподачи, рывки и провалы в работе двигателя.

КОНЦЕНТРАЦИЯ СМОЛ

Отчего гибнут свечи


Фактические смолы - вещества, которые после сгорания топлива не выбрасываются из двигателя через систему выхлопа, а откладываются на кольцах (знакомое всем автолюбителям "залипание" колец, лакировка и т. д.). По нормативам в топливе должно содержаться не более 5 миллиграммов смол на кубический сантиметр. При переизбытке смол в топливе гибнут свечи, машина обездвиживается, в особо криминальных случаях можно приступать к капитальному ремонту. Результаты такие: из десяти проб только одна соответствовала нормативу. В отдельных случаях содержание смолы было в четыре, в шесть, в восемь раз больше!

КСТАТИ

Специальные жидкости, которые добавляют в бензобак для "очистки от смол", "удаления нагара", "раскоксовки колец", работают только в том случае, если стоят не менее 400 рублей за баночку. "Очистители" за 50 рублей скорее успокаивают нервную систему автовладельцев. До первого капитального ремонта.

ДОЛЯ СЕРЫ

У авто горят глушители, у нас - легкие


При повышенном содержании серы в топливе образуются кислоты, оксиды и диоксиды серы, которые вызывают коррозию в двигателе и в топливной системе. У вас опять прогорел глушитель? Это сера! Благодаря все той же сере в мегаполисах есть такие явления, как смог желтоватого оттенка и кислотные дожди. В двух наших пробах содержание серы превысило норму и в одном случае серьезно зашкалило.

КСТАТИ

В ЕС одно из самых строгих претензий к нашему топливу - повышенное содержание серы. В России, которая тоже хочет в общий европейский дом, за последние годы эти требования тоже ужесточились. Правда, в 2005 году в Европе требования по сере ужесточатся, а мы опять опоздаем.

ДАВЛЕНИЕ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ

"Демисезонных" бензинов не бывает


Этот параметр, который характеризует испаряемость топлива, изменяется в зависимости от сезона. Если вы зальете летом "зимний" бензин, в системе топливоподачи образуются паровые пробки. Как следствие - перебои в работе двигателя, потеря мощности. Если, наоборот, давление насыщенных паров слишком низкое, неминуемо будут проблемы при запуске двигателя. Наши пробы уложились в стандартный норматив для умеренно холодного района в период с 1 апреля по 1 октября.

ПЛОТНОСТЬ

Должна быть не более 780 килограммов на кубометр. В противном случае в бензине содержится избыток тяжелых углеводородов, из-за которых происходит неполное сгорание топлива и образуется нагар. С плотностью у столичного бензина все хорошо.

КОНЦЕНТРАЦИЯ СВИНЦА

Почему свеча краснеет


По словам специалистов, в мире еще не придумали такой жидкости, которая бы лучше чем тетраэтил свинца увеличивала октановое число. Правда, стараниями экологов тетраэтил свинца перестали добавлять в бензины везде, кроме Узбекистана. Эта присадка убивает так называемые "экологические катализаторы дожига топлива", которые стоят на иномарках. А про онкологические заболевания, которые провоцирует свинец, и говорить не приходится. В московских пробах эта гадость не обнаружена.

КСТАТИ

После запрета на применение тетраэтила свинца жулики начали повышать качество топлива с помощью железа и марганца. Сгорая, они забивают электроды свечей золой. Эти добавки можно вычислить по ярко-красному нагару на свечах.

КРОМЕ ТОГО

В лаборатории "наш" бензин подвергался множеству других испытаний, о которых мы не стали писать. Например, о повышенном содержании агрессивных веществ, избытке бензола и прочих "мелочах".

КОМПЕТЕНТНО

Российские машины покрепче будут


Михаил ШАТРОВ, заведующий кафедрой двигателей Московского автодорожного института:

- Некачественный бензин быстро "убивает" двигатель. Трещины в головке блока цилиндров, поломка колец, задиры на стенках цилиндров, прогар клапанов... Смолы откладываются на стенках цилиндров, происходит так называемое "прилипание элементов конструкций", ломаются элементы механизма газораспределения. Наши машины еще кое-как могут вынести некачественный бензин, но двигатели иномарок гибнут быстро. У них более точные и нежные механизмы. Пару лет назад одна уважаемая автомобильная фирма проводила мониторинг московских заправок. Хотели порекомендовать своим клиентам какие-то конкретные фирмы или конкретные АЗС. А рекомендовать было нечего.

Результаты анализов

Образец - АИ-92

"ТНК" Бутырская улица, 40


Октановое число по моторному методу ниже норматива - 82,3 (должно быть не менее 85).

Концентрация фактических смол - 37 мг на 100 сантиметров кубических (не более 5,0).

При испытании на медной пластине появились пятна и окислы - агрессивные соединения.

После перегонки - большой осадок в колбе.

Что будет с машиной

Характерный стук в двигателе. В перспективе - замена форсунок инжектора, ремонт карбюратора, замена топливного фильтра и бензонасоса. Поршневые кольца "залипают". Мощность двигателя снижается. Итог - капитальный ремонт. Из-за агрессивных соединений бензобак начинает корродировать, разрушаются прокладки и уплотнители в системе питания.

Образец - АИ-92

"ОЙЛКОМ" Улица Ямского поля


Октановое число по моторному методу ниже норматива - 82,5 (должно быть не менее 85).

Концентрация фактических смол - 9,3 мг/100 см кубических (не более 5,0).

Низкая температура кипения - 34 градуса (35) - образование паровых пробок.

Объемная доля бензола - 3,3% (не более 3,0%).

Что будет с машиной

Движение с "провалами" из-за паровых пробок в системе питания двигателя. Характерный стук. В перспективе - замена форсунок инжектора, ремонт карбюратора, замена топливного фильтра и бензонасоса. Поршневые кольца "залипают". Итог - капитальный ремонт или замена поршневых колец. Из-за повышенного содержания бензола ваша машина серьезно отравляет воздух.

Образец - АИ-92

"МТК" Угол Большой Новодмитровской улицы и Новодмитровского переулка


Октановое число по моторному методу ниже норматива - 82,3 (должно быть не менее 85).

Концентрация фактических смол - 25 мг/100 см кубических (не более 5,0).

Содержит агрессивные соединения.

После перегонки - большой осадок в колбе.

Что будет с машиной

Характерный стук. В перспективе - замена форсунок инжектора, ремонт карбюратора, замена топливного фильтра и бензонасоса. Поршневые кольца "залипают". Итог - капитальный ремонт или замена поршневых колец. Из-за агрессивных соединений бензобак начинает корродировать, разрушаются прокладки и уплотнители в системе питания.

Образец - АИ-92

"ЮКОС" Тимирязевская улица


Октановое число по моторному методу ниже норматива - 82,8 (должно быть не менее 85).

Концентрация фактических смол - 13 мг/100 см кубических (не более 5,0).

Массовая доля серы - 0,0051 (не более 0,005).

Низкая температура кипения - 34 градуса (35) - образование паровых пробок.

Объемная доля бензола - 3,8% (не более 3,0%).

Что будет с машиной

Из-за соединений серы начинает корродировать глушитель. Ваша машина серьезно отравляет воздух соединениями серы и бензолом. Характерный стук в двигателе. В перспективе - замена форсунок инжектора, ремонт карбюратора, замена топливного фильтра и бензонасоса. Поршневые кольца "залипают". Итог - капитальный ремонт или замена поршневых колец. Движение с "провалами" из-за паровых пробок в системе питания.

Образец - АИ-92

"Славнефть" Дмитровское шоссе, гостиница "Молодежная"


Октановое число ниже норматива - 82,0 (не менее 85).

Содержит агрессивные соединения.

Что будет с машиной

Характерный стук в двигателе. Из-за агрессивных соединений бензобак начинает корродировать, разрушаются прокладки и уплотнители в системе питания.

Образец - АИ-92

"Нафталнефть" Дмитровское шоссе, остановка "7-й автобусный парк"


Октановое число ниже норматива - 82,2 (должно быть не менее 85).

Концентрация фактических смол - 40 мг/100 см кубических (не более 5,0).

Содержит агрессивные соединения.

Объемная доля бензола - 3,6% (не более 3%).

Что будет с машиной

Из-за высокого содержания смол машина может просто не завестись без чистки форсунок или карбюратора, замены топливного насоса и фильтра. Характерный стук в двигателе. Итог - капитальный ремонт или замена поршневых колец. Система подачи топлива корродирует. Двигатель незначительно отравляет воздух бензолом.

Образец - АИ-92

"Приоритет - World" Дмитровское шоссе


Октановое число ниже норматива - 83,0 (должно быть не менее 85).

Концентрация фактических смол - 8,5 мг/100 см кубических (не более 5,0).

Объемная доля бензола - 3,4% (не более 3%).

Что будет с машиной

Характерный стук в двигателе. В перспективе - замена форсунок инжектора, ремонт карбюратора, замена топливного фильтра и бензонасоса. Итог - капитальный ремонт или замена поршневых колец. Двигатель незначительно отравляет воздух бензолом.

Образец - АИ-92

"Нафто-сервис" Дмитровское шоссе


Октановое число ниже норматива - 82,4 (должно быть не менее 85).

Концентрация фактических смол - 7,8 мг/100 см кубических (не более 5,0).

Объемная доля бензола - 3,4% (не более 3%).

Что будет с машиной

Двигатель незначительно отравляет воздух бензолом. Характерный стук в двигателе.

В перспективе - замена форсунок инжектора, ремонт карбюратора, замена топливного фильтра и бензонасоса.

Образец - АИ-92

"Бритиш Петролеум" Строгино, улица Исаковского


Октановое число по моторному методу ниже норматива - 82,3 (должно быть не менее 85).

Концентрация фактических смол - 22 мг на 100 сантиметров кубических (не более 5,0).

Массовая доля серы - 0,052 (не более 0,005).

50% бензина перегналось при 116 градусах (не выше 115) - затрудненный пуск.

90% бензина перегналось при 198 градусах (не выше 185) - "тупизна" движка.

На медной пластине появились окислы - топливо содержит агрессивные соединения.

Что будет с машиной

Характерный стук в двигателе, затрудненный пуск, "вялый" разгон. В перспективе - замена форсунок инжектора, ремонт карбюратора, замена топливного фильтра и бензонасоса. Поршневые кольца "залипают". Мощность двигателя снижается. Итог - капитальный ремонт.

"КП" РЕКОМЕНДУЕТ

Обобщив свой опыт, опыт химиков и юристов из "Агентства по защите прав потребителей", мы все-таки попробовали составить алгоритм действий для человека, нарвавшегося на "паленый" бензин.

1. Ваш автомобиль должен стоять на гарантии, иметь сервисную книжку и проходить все положенные ТО на "родной" станции.

2. Сразу после заправки "паленым" бензином и остановки двигателя вы должны:
а) отправить машину в фирменный сервис;
б) ни в коем случае не выбрасывать чек с АЗС (раздобыть чек, если вы его не сохранили);
в) потребовать сертификат на топливо, данные поставщика и полностью все это скопировать или переснять на фотовидеокамеру. Вам обязаны предоставить эти бумаги;
г) выяснить ФИО кассира смены;
д) купить канистру и заправить ее. Зафиксировать на фото или видео с таймером и датой: показания фискального счетчика колонки, сам процесс заправки. Опечатать канистру лентой со своей подписью и подписью двух свидетелей. Это самый зыбкий момент в доказательной цепочке! В суде вам придется доказывать идентичность бензина из трех проб!

3. В сервисе, когда причина поломки - некачественное топливо - будет установлена, необходимо:
а) составить акт о причине поломки с печатью сервиса и подписями мастера и старшего смены;
б) составить акт о заборе топлива из бака в присутствии мастера и старшего смены.

Пробы топлива нужно отобрать в две чистые, сухие двухлитровые бутылки. Пробки опечатать лентой с печатью сервиса. Одна опечатанная бутылка, опечатанная канистра, фотографии или видеокассета будут храниться у вас (это вещдоки). Вторую пробу отвезите на анализ.

4. Получив результаты и акт исследования пробы бензина, можно составлять исковое заявление под наблюдением адвоката.

КСТАТИ
В 9 случаях из 10 ответчики решат дело полюбовно еще на предварительном слушании. Такие случаи уже были.

ОТ РЕДАКЦИИ
Если кто-то из читателей попытается привлечь нечистоплотных дельцов к суду, мы поддержим этого человека. Контактный телефон (095) 257-50-59 с 10.00 до 18.00, адрес электронной почты: steshin@kp.ru 

Специально для фирм - продавцов бензина, упомянутых в этом материале, сообщаем: все закупки производились при свидетелях. В распоряжении редакции есть все чеки и протоколы испытаний.

Дмитрий СТЕШИН