<назад

Вот такая лямбда, или что Вы хотели знать

Отправлено : Ken@t, 29 Марта 2004 12:01:38

но боялись спросить.

    Лямбда зонд, датчик килорода, Нeat Exhause Gas Oxigen Sensor ( HEGO sensor ) - бударажит наши умы и ручки, как же он работает, что делают моторные мозги , и вообще нафиг он нужен.
    Начнём с того для чего он нужен. Вы думаете, что это нечто нужно в работе мотора ? - не угадали. HEGO и катализатор всего лишь дань экологии, не более. Собственно и связка HEGO - катализатор необязательна. Не раз и не два приходилось слышать, что HEGO не работает без катализатора - чушь, ни же объясню.
    О HEGO. В настоящее время производители используют датчики на основе циркония. Суть работы HEGO такова - исходящие продукты горения бензо-воздушной смеси попадают на одну сторону датчика, другая сторона соприкосается с окружающим воздухом. На выходе датчика сигнал пропорциональный содержанию кислорода, на самом деле разнице в выхлопных газах и окружающем воздухе. Если вы думаете, что HEGO показывает реальную Лямбду (отношение содержания килорода к топливу) то это не верно - в автомобильных датчиках два состояния - Бедно/Богато. Можно подумать, что в стадии открытия выпускного клапана исходящие продукты горения доходят до сенсора и он показывает пресловутую лямбду, боже как хотелось бы это - реально когда мы смотрим на осцилографе мы получаем всего лишь сигнал перепада значений с частотой 0.8Гц объяснение этого я нашёл только в одном документе и то мелким шрифтом - ! Автомобильные HEGO работают с зарядом - разрядом заряда вот отсюда и инерционность. Есть и быстродействующие датчики кислорода не с триггерным режимом работы, так называемые UEGO. Их стоимость начинается от 600 грин и они используются как измерительные.
    Режим работы HEGO - температура работы около 300 градусов цельсия , для разных двигателей находятся в разных местах, как правило или в "штанах" или на выпускном коллекторе – конструктивно обеспечивается местоположения датчика для его оптимальной термальной работы.
    Хочу заметить, что как при более высокой температуре так и при более низкой показания датчика неверны. Во многих двигателях используются датчики с подогревом. В общем случае решается масса проблем - быстрое достижение рабочей температуры и установка практически на любом расстоянии от клапанов (постоянный подогрев). Частота выдачи показаний 0.8Гц время нарастания сигнала - 50/75mS время спада 75/100мS - амплитуда сигнала 0.2V ( бедно ), 0.8V (богато). Уход фронтов/спадов или смещение ВАХ (Вольт-амперной характеристики) свидетельствует о неисправности датчика – умные ипонцы... они контролируют это и простой эмулятор HEGO не в состоянии обмануть мозг )).
    Как обрабатывают моторные мозги HEGO датчик.
Во первых в не зависимости от прогретости/непрогретости двигателя снятие показаний начинается через 1мин после запуска двигателя, то бишь режим ColdStart. Инерционность показаний и режим работы накладывают несколько ограничений – действительность показаний обеспечивается при стабильности оборотов в течении 10-15 секунд или девиации частоты кв от опорной, не более 25об/мин - первое, второе частота вращения КВ не более 3000 - 3500. Что из этого следует - обеспечение оптимальной смеси ( 14.7:1 ) только на режимах ХХ и круиза... Если вы частенько топчите обе педали то, HEGO не обрабатывается и мотор работает на режимах отсечки топлива и обогащении. В некоторых особенно SEFI системах косвенно определяется баланс по цилиндрам. В "обычных" мозгах обработка показаний достаточно проста - существует две модели.
1 модель. Пока показания "бедно" мы богатим смесь на 5-10%, пока богато обедняем 5-10%. Если посмотреть во времени то мы получим среднее значение . На сколько обогащать / обеднять тоже следует из этого. Подсказка - время нахождения сигнала состояние Высокое напряжение , и состояние Низкое напряжение.
2 Следует из первой . С начала мы берём N периодов сигнала и вычисляем среднее значение богатости/бедности по времени
или по амплитуде перехода бедно - богато.
В ответ Бази по времени переключения — зависит от датчика время от 1сек до 2 сек считается допустимой, типовой 1.25 - 1.5 сек. по количеству отсчётов, мат. модель составь, всё достаточно просто.

Баланс по цилиндрам, и самообучение из 2ой модели только SEFI. Только время обучения долгое )). По сути временно обедняем 1цилиндр и получаем за N периодов среднее значение , и так по каждому цилиндру. В результате мы составляем карту баланса впрыска. Алгоритмов не даю (в каком виде), если надо вы поняли меня если нет- то оно вам надо ?

Вот получался такой трактат о камасутре с лямбдой.

Кирилл.

Отправлено : Танкер, 30 Марта 2004 09:36:27
В ответ на : 2 Бази, вот такая лямбда, или что Вы хотели знать + отправленным Ken@t, 29 Марта 2004 12:01:38

А что происходит
1)При отключении лямбды путем снятия разъема? Просто вся эта регулировка отключается без особых последствий?
2) Почему при повышении давления топлива на форсунки лямбда начинает быстрее переключаться?

Отправлено : Ken@t, 30 Марта 2004 10:00:12

Происходит вот что
: 1)При отключении лямбды путем снятия разъема? Просто вся эта регулировка отключается без особых последствий?
-- А это от стратегии мозгов зависит , если блокируется датчик то будет счастье не будет обработки. В противном случае - обогащение.

: 2) Почему при повышении давления топлива на форсунки лямбда начинает быстрее переключаться?
-- О каком превышении давления идёт речь ?. Разность давления в рампе и впускном коллекторе - const .