<назад

ОДИН НАСОС – ХОРОШО, А ДВА – ЛУЧШЕ

"За рулём" 2001, номер 2

У летчика есть запасной аэродром, у десантника – запасной парашют, а что делать водителю автомобиля с впрысковым двигателем, если сгорел электробензонасос и машина встала?

Обычно неполадки в системе впрыска не мешают машине доехать до гаража своим ходом – умная электроника переходит на обходную программу, и бензин худо-бедно, но поступает в цилиндры. Полный отказ подачи топлива, когда машина уже не может передвигаться самостоятельно, возможен только, если выйдет из строя контроллер (что бывает крайне редко), либо датчик положения коленвала (тоже нетипично) или же электробензонасос. Как раз последнее весьма вероятно у пожилых европейских иномарок и новеньких «волг».

Мотор заглох и первое, что сделает бывалый водитель – проверит работу насоса: на слух или пощупав шланг подачи топлива под капотом, предварительно его перегнув. Если, включив зажигание, не чувствуешь пульсации давления в магистрали, еще остается небольшая надежда, что насос исправен – просто на него не подается напряжение. Правда, владельцу впрысковой «Волги», где насос под днищем кузова, придется ложиться на землю и проверять питание на плюсовой клемме прибора. На вазовских автомобилях и большинстве иномарок с погружным насосом до клеммы можно добраться из салона, но что толку – если прибор действительно сгорел, вряд ли его заменишь на дороге. Запасного обычно нет, к тому же придется снимать бензобак.

Схема подключения дополнительного электробензонасоса на автомобиле «Волга» с системой впрыска топлива: 1 – топливная рампа; 2 – тумблер; 3 – топливный фильтр; 4 – дополнительный насос; 5 – штатный насос; 6 – бензобак.

Иными словами, отказ электробензонасоса, как правило, означает буксировку к месту ремонта. Между тем есть способ восстановить подачу топлива простым щелчком переключателя – заблаговременно установить насос-дублер последовательно со штатным.

В любом случае это должен быть не погружной, а выносной узел – его можно закрепить хомутом в любом удобном месте под капотом, в разрезе нагнетающего бензошланга до топливного фильтра. Наиболее подходящий кандидат – насос для впрысковой «Волги» старооскольского или тюменского заводов – такой стоит всего рублей девятьсот. Оба узла – штатный и дополнительный подключены через тумблер (см. рис.): как только мотор заглохнет, не выясняя причин, одним щелчком меняем «кормильца». Если двигатель оживает, значит и впрямь штатный прибор сгорел или потерял питание из-за плохого контакта. Но нас это пока не интересует и мы благополучно продолжаем поездку – ремонт подождет.

Остается добавить, что столь замечательной возможностью мы обязаны тому, что последовательно соединенные насосы почти не создают помех друг другу: тот, который не качает (неважно, сгорел или просто обесточен), пропускает бензин как обычная трубка.