<назад

ТЕХНОЛОГИЯ ПАЙКИ ПРОВОДОВ В АВТОМОБИЛЕ

Отправлено : Kadett-13N, 23 Июня 2004 13:21:57
http://www.wwwboards.auto.ru/ford/530662.html

 На основании ответов на мои вопросы и собственных наблюдений окончательно определился с технологией этого дела в авто для себя и написал себе памятку. А когда написал, подумал, может кому из начинающих она тоже поможет - все сведено в один маленький документ, не надо рыскать по архивам и т.п. И все опробовано, кроме самодельной канифоли с бензином. Так что опубликую. Если засорил конфу - заранее извиняюсь. Хотя я пишу редко - так что, наверное, не страшно :)

ТЕХНОЛОГИЯ ПАЙКИ ПРОВОДОВ В АВТОМОБИЛЕ
Написано на основании ответов в конфе (Ken@t, -Dizzy-, FORDMAX и др. ) и собственных наблюдений.

Если имеется механическая нагрузка, или большая электрическая и в общем случае:

---Скрутить провода "навстречу" друг другу. Провода большого сечения, лучше соединять специальными клеммами. В местах не подвержаных нагрузке изгибания и мех нагрузке - просто паять внахлест с предварительным "уплощением" пассатижами и облуживанием (все же, для авто лучше, если это возможно, скрутить).
---Пропаивать с оловянно-свинцовым припоем (а лучше – с серебросодержащим) и жидким флюсом (ЛТИ-120 или другим нейтральным).
---Покрыть спец лаком или клеем "88-Luxe" (это пожеланию, в принципе – не обязательно).
---Надеть термоусадку, чтобы по 1,5 см заходило за края зоны (термоусадку одеть предварительно. 1,5 см – для надежности и потому, что на некоторых проводах от разогрева в месте пайки здорово ползет изоляция и оголяется еще некоторая длинна провода).
---Обмотать матерчатой изолентой с перекрытием не менее 50% с каждого края (это по желанию, в принципе – не обязательно.)

Примечания:

При обмотке изолентой следует учитывать мех. нагрузки, возможность трения проводников, а также морозостойкость термоусадки (можно проверить положив на несколько дней в морозилку) и т.п. Думаю, что хорошая идея в авто все проводники/жгуты в обязательном порядке обматывать черной матерчатой изолентой (ну или любой), а тем более места паек. Кроме того, всегда подматываю по хомутики, если ими креплю жгуты.

Почему матерчатая – ссыхается и больше не разматывается, более термостойкая как в плюс так и в минус, заводские жгуты обмотаны именно матерчатой. Я использую двухстороннюю – удобнее работать. Можно покупать российского производства.

Клей под термоусадку: Универсальный водостойкий клей "88-Luxe" (ТУ 2513-005-13238275-96)

Флюс: ЛТИ-120. Флюс бывает разный и кислотный тоже, водо-смывной, нейтральный, в авто лучше применять нейтральный - на основе канифоли с присадками. Ещё существует паяльный жир.

Припой: припои с серебром (по некоторым сведениям есть негативный опыт применения просто оловянно-свинцовых припоев с высоким содержанием олова). Сплав Розе можно, но не для проводников с высокой токовой нагрузкой.

Лак: Не надо под термоусадку, правильная термоусадка делает стык герметичным. По другим сведениям – клей все же не помешает. Для печатных плат (тахометр, например) - лучше спец лаками для печатных плат, типа Carmolin plastk - там хим составы разные, цапон лак хрупок при отрицательных температурах.

Простейший жидкий флюс можно сделать из канифоли с чистым спиртом (канифоль 15-30% спирт этил. 85-70%), а также с бензином (канифоль 40% бензин Б70 60%).

Кислотой при пайке печатных плат, да и вообще, лучше не злоупотреблять. Паяется с ней зашибись, но по некоторым сведениям потом может разъесть печатные дорожки (ой, мама,, я весь тахо перепаял именно с кислотой – не знал, когда делал).

Если используются автомобильные ножевые разъемы папа-мама (например, 6,3 мм), и нет специального инструмента для зажимания проводов, то лучше паять предварительно облуженный провод в разъем, чем просто зажимать пассатижами.

Если провода будут скручиваться перед пайкой, то облуживать их кончики предварительно не нужно, так как иначе фиг нормально скрутишь – провода становятся дубовые.

Почему перед пайкой не скручиваю как просто скрутки (в параллель друг другу, а потом отгиб скрученного провода к проводникам). Я сделал так переходник ТПС. Это надежно, но есть отрицательные моменты: после пайки скрутки отгибать ее к проводнику приходится с усилием, может треснуть пайка; соединение получается не гибкое и значительной толщины, выпирает из под термоусадки и, даже, может, наверное, порвать ее своим концом; для такой скрутки (качественной) требуется примерно в два раза больше длинны провода, а при майке такая мех прочность скрутки не нужна.

Когда я паяю несколько проводников в жгутике (например, три провода), то стараюсь делать оголенные места (пайки) на разных уровнях, чтобы даже если изоляция проводов внутри жгута нарушится, они не закоротили между собой. Кроме того, так удается избежать утолщения и дубовости жгута в месте пайки.

Сергей

Отправлено : Torres, 23 Июня 2004 13:24:38
В ответ на : Спасибо за ответы Ken@t, -Dizzy-, FORDMAX и др по(+) отправленным Kadett-13N, 23 Июня 2004 13:21:57

Воспользуюсь при случае. 
Однако остаётся вопрос -- почему в любом случае не пользоваться клеммами (Wago, например, там и токопроводящая паста с антикоррозийной защитой есть)

Вибрация , - Ken@t 23.06.04 13:31

Отправлено : Torres, 23 Июня 2004 13:41:36

http://www.wago.com/web/navigation/bodyFrameset.php?country=ru&language=ru2&key=65_

Отправлено : Ken@t, 23 Июня 2004 13:31:10
В ответ на : Спасибо за ответы Ken@t, -Dizzy-, FORDMAX и др по(+) отправленным Kadett-13N, 23 Июня 2004 13:21:57

Подправлю
: ---Покрыть спец лаком или клеем "88-Luxe" (это пожеланию, в принципе – не обязательно).
-- ДО Натяжки термокембрика, предварительно дать высознуть 5 мин..

: ---Обмотать матерчатой изолентой с перекрытием не менее 50% с каждого края (это по желанию, в принципе – не обязательно.)
--- НЕ МАТЕРЧАТАЯ , есть зарубежная пластиковая ею значительно лучше.

: Примечания:
: При обмотке изолентой следует учитывать мех. нагрузки, возможность трения проводников, а также морозостойкость термоусадки (можно проверить положив на несколько дней в морозилку) и т.п.
-- от -40 до +120 , усадка начинается от +180

Думаю, что хорошая идея в авто все проводники/жгуты в обязательном порядке обматывать черной матерчатой изолентой (ну или любой), а тем более места паек. Кроме того, всегда подматываю по хомутики, если ими креплю жгуты.
-- Под стяжки не нужно... ещё можно и нужно жгуты укладывать в подходящую резанную гофру.

--- При установке иммобилайзеров , эл блокираторах, сигнализациях, В обязательном порядке перематывайте жгуты оригинальными изоляционными материалами - пассивная защита от обхода угонщиками... но это не для нас пока..

Отправлено : Kadett-13N, 23 Июня 2004 13:41:25

: --- НЕ МАТЕРЧАТАЯ , есть зарубижная пластиковая ею значительно лучше.
Чем пластиковая лучше матерчатой?
Какая именно пластиковая хорошая, что покупать?

: -- от -40 до +120 , усадка начинается от +180
То есть, любую термоусадку в морозилке проверять не к чему? Даже если неизвестно происхождение?

: -- Под стяжки не нужно... ещё можно и нужно жгуты укладывать в подходящую резанную гофру.
А какую гофру можно использовать? Обычная белая бытовая пластиковая (везде в электротоварах продается) от мороза вроде рассыпется?

: --- При установке иммобилайзеров , эл блокираторах, сигнализациях, В обязательном порядке перематывайте жгуты оригинальными изоляционными материалами - пассивная защита от обхода угонщиками...
Вау, можно заказать изоленту Форд?

Отправлено : Ken@t, 23 Июня 2004 14:16:02

: : --- НЕ МАТЕРЧАТАЯ , есть зарубижная пластиковая ею значительно лучше.
: Чем пластиковая лучше матерчатой?
-- Хорошая пластикова изолента клеит намертво, снять можно только разрезав....

: Какая именно пластиковая хорошая, что покупать?
-- Ну батенька такого не знать - 3M широкая гамма ...

: : -- от -40 до +120 , усадка начинается от +180
: То есть, любую термоусадку в морозилке проверять не к чему? Даже если неизвестно происхождение?
-- хим составы их почти одинаковые .. немцы лучше, китайци тоже ничегоюю

: : -- Под стяжки не нужно... ещё можно и нужно жгуты укладывать в подходящую резанную гофру.
: А какую гофру можно использовать? Обычная белая бытовая пластиковая (везде в электротоварах продается) от мороза вроде рассыпется?
Ну не знаю как в хоз товарах - http://www.sonet.ru/catalogue.html?catalogue_tree_CurrentElement=74&CurrentVendor=0 

: : --- При установке иммобилайзеров , эл блокираторах, сигнализациях, В обязательном порядке перематывайте жгуты оригинальными изоляционными материалами - пассивная защита от обхода угонщиками...
: Вау, можно заказать изоленту Форд?
)) Типа того , или а ля.

Отправлено : Andrew@SPb.Scorp.OHC2i.86, 23 Июня 2004 13:35:29
В ответ на : Спасибо за ответы Ken@t, -Dizzy-, FORDMAX и др по(+) отправленным Kadett-13N, 23 Июня 2004 13:21:57

Про мех нагрузки... по возможности исключать.. Например в жгутах на форде, провода паяются при скрутке в одну сторону (накрест) и оставляется петелька, что бы пайка не натягивалась, и не деформировались пролуженые участки.
При этом если в жгуте соединяются все провода, делается это в разных местах, по 5-7 см между пайками.

Один провод отгибается назад на 3-4 см от среза, выравнивается с незагнутым. зачищено 10-15мм скручено пропаяно.

Заизолированно отдельно, потом вроде примотано к основному проводу... Все это скромным количеством изоленты, что бы не было острых углов, т.к. замыкаться не с чем...

Провода на обогрев заднего стекла не разрезные...