<назад

Руководство для покупателя подержанного автомобиля

стянуто у Вагенов

В данном материале мы приводим исчерпывающую информацию, касающуюся проверки приглянувшейся подержанной машины, и она поможет вам по-настоящему и всесторонне оценить автомобиль, который вы собрались покупать. Хоть вам могут и не понадобиться все из приведенных советов, советуем внимательно и полностью изучить эту информацию, прежде чем вы "спустите" свои с трудом заработанные деньги на облюбованную "красавицу".

ЧАСТЬ 1. ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК МЕХАНИКИ АВТОМОБИЛЯ

Прежде чем отправляться на "смотрины" приглянувшегося автомобиля, вырежите и прикрепите к данной статье скрепкой объявление о продаже.

Прибыв на осмотр, задайте владельцу следующие вопросы, которые помогут вам выяснить историю машины, ее состояние и укомплектованность.

1) Можете ли вы описать автомобиль и его состояние?
2) Хорошо ли ездит автомобиль?
3) В каком состоянии кузов и его лакокрасочное покрытие, нет ли ржавчины? Как обстоят дела с салоном, шинами, двигателем, тормозами и амортизаторами?
4) Имеется ли в автомобиле режим "овердрайв" или турбонаддув? Работает ли он?
5) Какие особенности или дополнительное оборудование (либо тюнинг) имеет данная машина?
6) Какова причина продажи?
7) В течение какого времени вы владеете автомобилем и как давно продаете его?
8) Зарегистрирован ли автомобиль в ГАИ, растаможен?
9) Если машины в данном месте нет, то где она находится (либо откуда ее придется забирать)?
10) Каков пробег автомобиля?
11) Какие у вас были проблемы или неисправности с машиной?
12) Была ли машина в аварии?
13) В каком виде обслуживания или ремонта нуждается автомобиль в настоящее время?
14) И наконец, сколько вы хотите за нее?

Вопросы, которые вы должны задать себе

Зачем я покупаю эту машину?
Что я собираюсь с ней делать?
Буду ли я использовать машину для регулярных поездок?
Возможны ли качественный сервис и ремонт машины в местности, где я живу?
Буду ли я эксплуатировать автомобиль круглый год или только летом?
Хочу ли я больше возиться с машиной, чем ездить на ней?
В состоянии ли я отдать дополнительные деньги за машину потому, что кто-то довел ее "до кондиции" до меня?
Какова максимальная сумма, которую я готов выложить за данный автомобиль?
Какова минимальная сумма, которую я считаю "достаточной" за этот автомобиль?

Первоначальные советы

1. По возможности прочитайте все пособия по покупке подержанных автомобилей, которые сможете найти в своей библиотеке и у друзей. В них содержится полезная информация и предостережения, которые охватывают значительно больший круг вопросов, чем данная статья. Также внимательно изучите советы, приведенные в ней.

2. Всегда проверяйте (покупайте) машину днем в хорошую погоду и никогда - вечером, ночью или в дождь.

3. Используйте чистый кусок картона или газеты для обнаружения утечек эксплуатационных жидкостей из агрегатов автомобиля. Для проверки картон или газету нужно подложить под моторный отсек и коробку передач (после проведения пробной поездки).

4. Потребуйте у владельца все документы на автомобиль.

5. Желательно, чтобы на покупаемой машине имелся талон о прохождении техосмотра, причем по крайней мере на год вперед. В противном случае вам придется пройти техосмотр самостоятельно.

6. Проверьте выхлоп машины:

- черный дым свидетельствует о наличии в отработавших газах несгоревшего топлива. Возможно, это является следствием износившихся, поврежденных или плохо отрегулированных клапанов;

- голубой дым - результат сгорания масла. Если он возникает при "газовании", то это, возможно, является следствием изношенности поршневых колец, а если при "сбросе газа" - то, возможно, следствием износа или повреждения седел или направляющих втулок клапанов;

- белый дым свидетельствует о попадании в камеры сгорания охлаждающей жидкости. Вероятнее всего, что повреждена прокладка головки блока цилиндров либо покоробилась или потрескалась головка или сам блок.

Что вам необходимо взять с собой, идя на "смотрины"

Обязательно: циничного друга с техническим складом ума, стандартный комплект автомобильных инструментов (набор ключей, отверток, наконечников к ним и т.п.), вольтметр, компрессометр для проверки компрессии в цилиндрах (имейте в виду, что для бензиновых и дизельных автомобилей они разные), манометр для проверки давления в шинах, карманный фонарик, магнит, два различных наконечника для свечей зажигания, смазку в аэрозольном баллончике, несколько небольших кусков (или один большой) чистой сухой ветоши, ручку и фломастер-маркер (для подчеркивания нужных пунктов в нижеприведенном проверочном списке), немного денег и водительское удостоверение на право вождения автомобиля данной категории.

Необязательно: буксировочный шнур, аэрозоль для облегчения запуска двигателя, кабели для запуска двигателя от внешнего аккумулятора, стробоскоп, упоры под колеса, домкрат, зеркальце, спецодежду, топливо (бензин или дизельное топливо - в зависимости от того, какого типа двигатель в покупаемой машине), масло, электрические провода, пособия по ремонту, предохранители, калькулятор.
 

Дополнительные вопросы, которые необходимо выяснить перед проведением проверки автомобиля

Первый владелец машины: ________________
Имена, фамилии и телефоны предыдущих владельцев (если есть): ________________
Записи о проведенных техобслуживаниях (если есть): ________________
Имя, фамилия и телефон механика, проводившего техобслуживание (если есть): ________________
Пробег автомобиля (по спидометру) на момент проведения осмотра: ________________
Записи о проведенных ремонтах или о запасе хода по топливу (если есть): ________________
Периодичность замены масла: ________________
Тип залитого масла: ________________
"Возраст" шин, установленных на автомобиле: ________________
"Возраст" аккумулятора, установленного на автомобиле: ________________
Проходил ли автомобиль проверку на токсичность отработавших газов (т.е. на содержание СО): ________________
Где проводилась эта проверка: ________________
Был ли проведен на машине какой-либо кузовной ремонт: ________________
Если был, то в связи с чем: ________________
Остались ли после этого какие-либо документы (например счета, квитанции): ________________
Проводились ли недавно какие-либо ремонтные работы на автомобиле: ________________
Если да, то на каких частях (агрегатах): ________________
Остались ли после этого какие-либо документы (например счета, квитанции): ________________
Какие остались после этого недоделки (если да, то какие): ________________
Имеются ли недостающие части на машине: ________________
Есть ли у вас запасные части или колеса для данного автомобиля: ________________
Какие части (из установленных на автомобиле) новые, а какие бывшие в эксплуатации: ________________
Остались ли после установки этих частей какие-либо документы (например счета, квитанции): ________________
Использовался ли автомобиль в качестве буксирующего: ________________
Был ли он когда-либо поврежден, угнан, ударен или перевернут, горел ли: ________________
Где автомобиль чаще всего эксплуатировался (на шоссе или в городских условиях): ________________
Являются ли двигатель, трансмиссия, рулевое управление и дифференциал оригинальными: ________________
Если нет, то почему: ________________
Происхождение и документы на замененные части (если есть): ________________
Имеются ли у вас какие-либо книги о данной машине или ее двигателе (руководства по ремонту, эксплуатации, описания или историческая литература, каталог запчастей и т.п.). Если есть, то какие: ________________
Участвовал ли автомобиль в гонках: ________________
Есть ли в комплекте с машиной какие-либо инструменты: ________________
Знаете ли вы места, где можно приобрести запчасти или оригинальные детали к данному автомобилю: ________________

ЧАСТЬ 2. ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЭКСТЕРЬЕРА И ИНТЕРЬЕРА (БЕЗ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ)
Проверьте, имеются ли следующие данные:
Данные о владельце (регистрационные): ________________
Модель и год выпуска автомобиля в документах: ________________
Модель и год выпуска автомобиля на автомобиле: ________________
Идентификационный номер (VIN) в документах: ________________
Идентификационный номер (VIN) на автомобиле: ________________
Идентификационный номер (VIN) на панели приборов: ________________
Идентификационный номер (VIN) на двери: ________________
Пробег в документах: ________________
Пробег на спидометре: ________________
Цена в документах: ________________
Запрашиваемая цена: ________________
Рыночная цена: ________________

 

Готовность автомобиля к продаже

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Документы готовы для передачи (т.е. не находится ли машина в залоге)?

-

-

Соответствуют ли номера на кузове номерам в документах?

-

-

Подходят ли номера на кузове для регистрации (не перебиты)?

-

-

Зарегистрирован ли автомобиль в ГАИ? Есть ли номера?

Экстерьер

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Есть ли ржавчина или дыры по краям дверей и под дверями?

-

-

Есть ли усталость или дыры на металле дверей или дверных петлях?

-

-

Легко ли открываются/закрываются двери и капот?

-

-

Есть ли явные поломки?

-

-

Фары или фонари поцарапаны или поломаны?

-

-

Регулируются ли сиденья?

-

-

Бамперы отсутствуют, дребезжат, корродированы?

-

-

В порядке ли лакокрасочное покрытие? Нет ли отличия в оттенке на панелях или потрескавшейся краски?

-

-

Элементы отделки или колпаки колес отсутствуют или корродированы?

-

-

Кузов недавно перекрашен или лакокрасочный слой "рябистый"?

-

-

Ржавчина на крыльях или порогах?

-

-

Если автомобиль с мягкой крышей, поднимите и опустите ее. В каком она состоянии? Не протекает?

-

-

Есть ли на кузове закрашенные стеклопластиковые элементы (поищите с помощью магнита)?

-

-

Проверьте состояние резиновых деталей и прокладок. Не потрескались ли?

-

-

Хорошо ли подогнаны и не болтаются ли крылья?

-

-

Проверьте, в порядке ли топливный бак и заливная горловина. Нет ли на них ржавчины или заплат?

-

-

Хорошо ли подогнаны и не стучат ли двери и капот?

-

-

Есть ли в комплекте домкрат и запасное колесо? Они в нормальном состоянии?

-

-

Проверьте шины: в хорошем ли состоянии протектор, нет ли выступов, трещин. Все ли шины одной фирмы и модели?

-

-

Посмотрите, в каком состоянии колесные диски: нет ли повреждений, ржавчины, трещин? Все ли они одинаковы?

Днище кузова

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Есть ли выбоины, погнутости или сварочные швы на отдельных деталях? Откуда они взялись?

-

-

Есть ли ржавчина на днище или в центральном тоннеле?

-

-

Есть ли ржавчина с внутренней части колес?

-

-

Есть ли канавки (царапины) на тормозных дисках или фрикционных накладках, какие-либо потеки на них?

-

-

Попробуйте повращать и понажимать на полуоси. Нет ли люфта или потеков смазки? В порядке ли рычаги подвески?

-

-

Проверьте, в порядке ли шарниры равных угловых скоростей и их чехлы?

-

-

Визуально проверьте все амортизаторы и пружины подвесок. Нет ли утечек масла из амортизаторов?

-

-

Выхлопная труба (трубы), глушитель и приемные трубы оригинальные и не имеют признаков ремонта?

-

-

Проверьте цвет выхлопной трубы. Если он серый, значит, труба в порядке, если она покрыта сажей, замаслена или грязная - не в порядке.

-

-

Что-либо провисает, скручено или оголено?

-

-

Не видно ли каких-нибудь изменений, внесенных в оригинальную конструкцию подвесок?

Моторный отсек (подкапотное пространство)

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Что-нибудь поломано, поцарапано или протекает?

-

-

Чистый ли двигатель? Нет ли коррозии?

-

-

Перегревался ли он (вздутая краска)?

-

-

Проверьте уровни эксплуатационных жидкостей (масла, охлаждающей жидкости и т.д.).

-

-

Проверьте состояние эксплуатационных жидкостей с помощью фонарика.

-

-

Нет ли люфта у шкива коленчатого вала?

-

-

Нет ли люфта у других шкивов?

-

-

Радиатор корродирован, а шланги системы охлаждения потрескались?

-

-

Проверьте охлаждающую жидкость: проведите пальцем изнутри по горловине радиатора, чтобы убедиться, что в жидкости нет масла.

-

-

Шланги отопителя затвердели, потрескались или имеют заплаты?

-

-

Вакуумные шланги затвердели, засорены, потрескались или отсутствуют?

-

-

Система выпуска фирменная и в рабочем состоянии?

-

-

Катализатор отработавших газов фирменный и в рабочем состоянии?

-

-

Распределитель зажигания, его крышка, бегунок и контакты в порядке?

-

-

Внешний вид жгутов электрических проводов? Что-нибудь обмотано изолентой?

-

-

Откройте блок предохранителей. Нет ли отсутствующих предохранителей? Есть ли какие-нибудь обрезанные провода?

-

-

Имеются ли какие-нибудь изменения, "самостийно" внесенные в конструкцию двигателя?

-

-

Отсоедините провод "массы" от аккумулятора, проверьте отсутствие коротких замыканий.

-

-

Проверьте полярность напряжения: что является "массой" - "плюс" или "минус"?

-

-

Проверьте напряжение в бортовой электросети. Оно составляет _________ вольт.

-

-

Узнайте время эксплуатации аккумулятора и его напряжение: ______ месяцев, ______ вольт.

Интерьер и электрооборудование

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Что-нибудь сломано, порвано или имеет заплаты?

-

-

В нормальном ли состоянии коврики и поверхность пола под ними?

-

-

Есть ли ржавчина, вода или гниль под ковриками?

-

-

Имеются ли обрезанные провода под панелью приборов?

-

-

Сиденья грязные или с порванной обивкой?

-

-

Регулируются ли оба сиденья? Имеется ли подогрев сидений и работает ли он?

-

-

Панель приборов потрескалась?

-

-

Ветровое стекло с трещинами, сколами, царапинами?

-

-

Все ли окна открываются и закрываются, не имеют трещин?

-

-

Все зеркала заднего вида присутствуют и регулируются?

-

-

Есть ли люфт у рулевого колеса и если есть, то какой?

-

-

Хорошо ли (мягко) нажимается педаль тормоза?

-

-

Хорошо ли (плавно) нажимается педаль сцепления?

-

-

Все ли приборы и указатели на приборной панели работают? Если есть магнитола или радиоприемник, то работает ли он?

-

-

Работают ли фары (ближний/дальний свет)? Их рассеиватели в порядке?

-

-

Работают ли задние и боковые фонари? Их рассеиватели в порядке?

-

-

Работают ли фонари стоп-сигнала? Их рассеиватели в порядке?

-

-

Работают ли указатели поворотов? Их рассеиватели не разбиты?

-

-

Нормально ли работают стеклоочистители и стеклоомыватели?

-

-

Работают ли отопитель ("печка"), обогреватель заднего стекла, разъем на передней панели для подключения внешних энергопотребителей (прикуриватель), вентилятор?

-

-

В каком состоянии элементы безопасности (ремни, звуковой сигнал)?

ЧАСТЬ 3. ЗАПУСК И ПРОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ, ПРОБНАЯ ПОЕЗДКА

Включите зажигание, но не запускайте двигатель:

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Должна загореться контрольная лампа низкой температуры охлаждающей жидкости. Загорелась?

-

-

Должна загореться контрольная лампа аварийного давления масла. Загорелась?

-

-

Должна загореться контрольная лампа работы генератора. Загорелась?

-

-

Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?

Самостоятельно запустите двигатель:

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Должна погаснуть контрольная лампа низкой температуры охлаждающей жидкости. Погасла?

-

-

Должна погаснуть контрольная лампа аварийного давления масла. Погасла?

-

-

Должна погаснуть контрольная лампа работы генератора. Погасла?

-

-

Работают ли все приборы освещения и световой сигнализации (основные и противотуманные фары, все фонари (задние, боковые, фонари освещения багажника и номерного знака), плафоны внутри салона и т.д.)?

-

-

Все ли инструменты, входящие в комплект автомобиля, находятся в рабочем состоянии?

-

-

Хорошо ли запускается холодный двигатель?

-

-

Плавно ли работает холодный (непрогретый) двигатель?

-

-

Выжмите несколько раз педаль сцепления. Слышны какие-либо шумы?

-

-

Проверьте давление масла. Оно составляет __________ на холостом ходу и _________ при частоте вращения коленчатого вала 4000 об/мин.

-

-

Проверьте напряжение в бортовой электросети. Оно составляет _______ вольт на холостом ходу и _______ вольт при частоте вращения коленчатого вала 4000 об/мин.

-

-

Какие-либо посторонние шумы примешиваются к шуму работы холодного двигателя?

-

-

Есть ли посторонние шумы при работе системы выпуска?

-

-

Проверьте соединение выпускного коллектора с двигателем, а приемных труб - с выпускным коллектором. Нет ли шипящих звуков утечки отработавших газов?

-

-

Заглушите двигатель и попробуйте снова запустить. Запускается нормально? Запустите его и оставьте работать.

-

-

Проверьте землю под автомобилем. Есть ли следы утечек каких-либо жидкостей?

-

-

Если у вас есть топливо, залейте и посмотрите, правильно ли работает указатель его уровня на панели приборов?

-

-

Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?

Пробная поездка (30-40 минут)

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Прежде всего проверьте работу рабочей и стояночной тормозных систем.

-

-

Расслабьтесь и проедьте некоторое время, чтобы приспособиться к управлению.

-

-

Как идет машина? Мягко или жестко?

-

-

Есть ли какие-либо необычные шумы или вибрации при работе двигателя?

-

-

Слышен ли шум работы шестерен?

-

-

Включается и работает ли задний ход? Горят ли при этом фонари заднего хода?

-

-

Легко ли и плавно переключается рычаг переключения передач во все положения?

-

-

Нормально ли включается/отключается режим "овердрайв"?

-

-

Нормально ли включается/отключается турбонаддув?

-

-

Слышны ли какие-либо посторонние шумы, треск, вой, грохот или дребезжание?

-

-

Сцепление включается/выключается плавно? Не пробуксовывает при движении в гору?

-

-

Нормально ли работает стояночный тормоз? Включите его и попробуйте начать движение. Держит автомобиль?

-

-

Нормально ли работает двигатель на низких оборотах?

-

-

Хорошо ли затормаживается автомобиль педалью тормоза на скорости около 80 км/ч?

-

-

Эффективно ли работают тормоза при длительном торможении? "Держат" до конца?

-

-

Выполните пару полных поворотов (на 360 градусов) в каждую сторону. Возникают ли при этом какие-либо шумы?

-

-

Плавно ли разгоняется машина с места?

-

-

Имеет ли место при разгоне некоторая "задумчивость" автомобиля?

-

-

Может ли двигатель "выкладываться" на полную мощность? Произведите проверку на холмистой местности.

-

-

Какова температура двигателя во время проверок? Слишком высокая или слишком низкая?

-

-

Проедьте рядом с длинной стеной. Слышны какие-либо необычные звуки?

-

-

Не слишком ли высок уровень шума при движении по шоссе на высокой скорости?

-

-

Возникают ли какие-либо шумы или вибрации при ускорении?

-

-

Возникают ли какие-либо шумы или вибрации на крутом спуске?

-

-

Возникают ли какие-либо шумы или вибрации при снижении скорости (торможении двигателем)?

-

-

Возникают ли какие-либо шумы или вибрации при торможении?

-

-

Легко или туго работает рулевое управление? Попробуйте припарковаться.

-

-

Нормально ли управляется автомобиль при наезде на небольшие препятствия, при поворотах?

-

-

Хорошо ли работает гидроусилитель (если есть)?

-

-

В движении уберите руки с руля. Выдерживает ли автомобиль заданное направление?

-

-

В движении уберите руки с руля и притормозите. Выдерживает ли автомобиль заданное направление?

-

-

Еще раз проверьте работу тормозов. Не чувствуется ли пульсации, залипания, постороннего шума?

-

-

Вам все еще удобно ехать? Нет никакого дискомфорта?

-

-

Нормально ли работают отопитель, обогреватель заднего стекла и прикуриватель?

-

-

Все ли приборы (на панели приборов и осветительные) по-прежнему работают?

-

-

Остановитесь и оставьте двигатель работать некоторое время на холостом ходу. Остается ли температура охлаждающей жидкости стабильной или значительно меняется?

-

-

Чувствуется ли в салоне запах отработавших газов, топлива или охлаждающей жидкости?

-

-

Заглушите двигатель, выйдите из машины и проверьте землю под ней на отсутствие утечек.

-

-

Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?

Попросите вашего друга выйти из машины и понаблюдать за нею в движении:

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Выдерживает ли автомобиль траекторию движения?

-

-

Не дымит ли?

-

-

Автомобиль не раскачивается, не "виляет", не шумит?

-

-

Общее впечатление?

-

-

Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?

Окончательные проверки

В порядке

Не в порядке

-

-

-

Откройте капот. Видите или слышите что-нибудь необычное?

-

-

Не кажется ли двигатель перегретым (слишком горячим)?

-

-

Проверьте отсутствие утечек эксплуатационных жидкостей (масла, охлаждающей и тормозной жидкостей, топлива) из двигателя, коробки передач, дифференциала и других систем после выключения двигателя?

-

-

Проверьте маслозаливную горловину двигателя и масломерный щуп на отсутствие водяных следов. Если вода присутствует, масло становится более светлым или пузырится на вынутом щупе.

-

-

Проведите проверку компрессии в цилиндрах двигателя с помощью компрессометра, предварительно отсоединив катушку зажигания (в бензиновых двигателях) и вывернув все свечи.

Сухие свечи: 1____ 2____ 3____ 4____ 5____ 6____ 7____8____

Замасленные свечи: 1____ 2____ 3____ 4____ 5____ 6____7____ 8___

-

-

Проверьте состояние свечей. Нормальные? С выгоревшим электродом? Замасленные? Загрязненные?

-

-

Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?

Если большинство (около 85%) вышеуказанных проверок дали положительные результаты, то это свидетельствует либо об исправности основных систем, либо о хорошо проведенном ремонте. Можете смело покупать эту машину.

Если в вашей таблице большинство пунктов оказалось помечено в столбце "Не в порядке", подумайте, что вам нравится больше: сидеть за рулем или лежать под машиной?

(c)1998 "Автобизнес - Weekly"