<назад

СРАВНИВАЕМ КОМПАКТНЫЕ СЕДАНЫ НИЖНЕГО СРЕДНЕГО КЛАССА 

ГОЛЬФ-СЕДАНЫ

http://www2.zr.ru/magzr/geta.asp?zr=200107016

 "Опель-Астра" (ЗР, 2001, № 6) нынешнего, второго поколения выпускается с 1998 года. Кузов – трех- или пятидверный хэтчбек, седан, универсал; купе считается самостоятельной моделью, как и мини-вэн "Зафира" на платформе "Астры". Привод – передний, силовые агрегаты – четырехцилиндровые шестнадцатиклапанные: бензиновые – 1,2; 1,4; 1,6 (есть и восьмиклапанный); 1,8; 2,2 л, а также турбодизели – 1,7 и 2,0 л (два варианта – 61 или 74 кВт). Наряду с пятиступенчатой механической коробкой передач со всеми моторами, кроме двух самых слабых, агрегатируется четырехступенчатый "автомат".

"Форд-Фокус" (ЗР, 2000, № 7) – наследник популярного "Эскорта", дебютировал в 1998 году. Кузова – трех- или пятидверный хэтчбек, седан, универсал, вскоре появится мини-вэн. Привод – передний. Оснащается бензиновыми шестнадцатиклапанниками объемом 1,4; 1,6; 1,8; 2,0 л, а также 1,8-литровым турбодизелем (55 или 66 кВт). Коробка передач – пятиступенчатая механическая, а с 1,6 и 2,0 л – также и четырехступенчатый "автомат". Во Всеволожске, близ Санкт-Петербурга, строится завод для выпуска "фокусов".

"Фольксваген-Бора" (ЗР, 1999, № 3) – седан на платформе хэтчбека "Гольф-IV". Впервые показан в 1998 году, вместе с универсалом считается самостоятельной моделью. Выделяется широчайшей гаммой силовых агрегатов: бензиновые 1,4; 1,6 (восьми- и шестнадцатиклапанный); 1,8; 2,0; 2,3; 2,8 л, а также 1,9-литровый турбодизель (пять модификаций, от 66 до 110 кВт). В зависимости от мотора оснащается передним или полным приводом, пяти- или шестиступенчатыми механическими коробками передач, четырех- и пятиступенчатыми "автоматами".

"Шкода-Октавия" (ЗР, 2000, № 5, 10), впервые показанная в 1996 году, построена на единой платформе с "Гольфом-IV". В прошлом году обновлена. Выпускается с кузовом хэтчбек (более длинным, чем у "Гольфа") и универсал. Оснащается бензиновыми агрегатами 1,4 (44 и 55 кВт); 1,6 (55 и 74 кВт); 1,8 и 2,0 л, а также дизелем 1,9 л (четыре модификации от 50 до 81 кВт). Наряду с передним приводом для мощных версий предлагается полный, а кроме пяти- или шестиступенчатой механической коробки передач – четырехступенчатый "автомат".

"Мицубиси-Каризма" (ЗР, 2000, № 3) выпускается с 1995 года на заводе "Нед Кар" в Голландии. В 1999 году обновлена. Кузова – пятидверный хэтчбек и седан. Привод – передний. Силовые агрегаты – бензиновые 1,6 и 1,8 л (последний типа GDI) и турбодизель 1,9 л (75 и 85 кВт). Коробка передач – пятиступенчатая механическая, для бензиновых версий также четырехступенчатый "автомат".

"Рено-Меган" (ЗР, 1999, № 1, 5) появился в 1995 году, а четыре года спустя его внешность была обновлена. Кузова – пятидверный хэтчбек, седан, универсал. Самостоятельными моделями считаются купе, кабриолет и мини-вэн "Сценик". Привод – передний (полноприводная модификация есть только у мини-вэна). Двигатели – бензиновые 1,4; 1,6; 1,8 л, а также 1,9-литровый турбодизель (55, 72 и 75 кВт). Коробка передач – пятиступенчатая механическая, для мощных версий также четырехступенчатая автоматическая.

Секрет популярности седанов компактного класса у обеспеченных россиян, очевидно, в удачном сочетании представительной внешности с практичностью и умеренной ценой. Все, что меньше – непрестижно, все, что больше – хорошо, но дорого. В ценовом диапазоне 8–12 тыс. долл. за кошельки покупателей сражаются в основном "корейцы". "Европейцы" и "японцы" подороже – именно они приняли участие в нашем тесте: "Опель-Астра" ($14 580), "Форд-Фокус" ($17 530), "Фольксваген-Бора" ($17 490), "Шкода-Октавия" ($16 170), "Рено-Меган" ($14 900), "Мицубиси-Каризма" ($14 490). Подобрали машины с 1,6-литровыми бензиновыми моторами и механическими коробками передач. Комплектации – базовые или близкие к ним; лишь "Фокус" оказался в "топовом" исполнении "Гиа" – более доступный обойдется в $14 900. Еще одно исключение – "Октавия" с кузовом хэтчбек; ей сделали поблажку за внешнее сходство с седаном.
Сияя полированными боками, шестерка машин замерла перед строгими судьями: начнем-с!

СМОТРИНЫ
Банальное "нравится – не нравится" при выборе автомобиля подчас значит больше, чем все объективные достоинства и недостатки вместе взятые. Что ж, попробуем оценить "наружность" испытуемых взглядом покупателя, приверженного вечным ценностям (не только автомобильного мира): солидности, гармоничности, удобству. Учтем и объективные показатели.
"Опель-Астра" – "4". Ладный автомобиль, правда, несколько усредненной внешности, без запоминающихся деталей. Проемы дверей достаточно широки, только вот ручки скрипят. Жаль, что моторный отсек не защищен снизу, дорожный просвет с грузом – 120 мм.
"Форд-Фокус" – "5". У него наиболее стильный и запоминающийся облик; из "бытовых" деталей – очень большие дверные проемы. Доселе не встречалось нам ворсовое противошумное покрытие в задних арках. Кнопки блокировки дверей не видны снаружи. Большой дорожный просвет – с четырьмя пассажирами около 150 мм.
"Фольксваген-Бора" – "4". Внешне – сдержанно-солидный и вместе с тем мускулистый, весьма тщательно сделан. Совсем не мелочь почти гладкое днище с хорошо защищенными топливопроводами и выпускной системой, однако моторный отсек открыт снизу. Не порадовали "зажатые" проемы сзади, тугие наружные ручки, жесткие фиксаторы дверей.
"Шкода-Октавия" – "4". Выглядит с претензией на респектабельность. В то же время дверные проемы быстро загрязняются, а острый необрезиненный угол передней двери травмоопасен. Хорошо защищено днище, под двигателем – мощный стальной щит, но до него от дороги – всего 105 мм.
"Рено-Меган" – "4". Своеобразный, хотя и не бесспорный облик. Проемы легко загрязняемые (без наружных уплотнений), задние к тому же зажаты вверху; кнопки блокировки дверей отсутствуют вовсе. Хорошая защита моторного отсека, но хлипкие кронштейны топливопроводов. Масляный щуп упрятан очень глубоко.
"Мицубиси-Каризма" – "4". Мягкий, спокойный, но не слишком запоминающийся силуэт, низкий проем передней двери. Моторный отсек без защиты, дорожный просвет – средний.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Походили вокруг да около, поцокали языками – теперь самое время усесться на место водителя или пассажира, заглянув по пути в багажник.

"Опель-Астра" – "4". Салон оценили как аккуратный и функциональный, достаточно  просторный, но в сравнении с другими – самый низкий и узкий. Порадовали точные короткие ходы рычага переключения передач, максимальная в группе продольная регулировка передних кресел. Единственный из шестерки – с боковыми подушками безопасности для передних пассажиров. Разрезная складывающаяся спинка, как и у конкурентов, дополнена люком для длинномеров в нише подлокотника.

"Форд-Фокус" – "5". Похвалим за наиболее стильное оформление интерьера, самый просторный салон, достаточно высокую посадку (слегка напоминает мини-вэн). Единственный из шестерки может похвастать электрообогревом переднего стекла, хотя бы в богатой комплектации. Багажник просторный, но его проем коротковат.

"Фольксваген-Бора" – "4+". Самый богатый, добротный и тщательно отделанный салон не посрамил бы и автомобиль классом выше. Дизайнерские решения интерьера отличает строгость и требовательность к точности изготовления элементов. Отличный руль, короткие ходы рычага коробки, огромные диапазоны регулировки кресел. Принципиальный недостаток – теснота сзади. Жесткие неудобные подголовники. Багажник большой, но его проем узковат, зато замок – с сервоприводом.

"Шкода-Октавия" – "5-". Богатый, достаточно просторный салон; большие диапазоны регулировки кресел; интерьер во многом напоминает "Бору", однако качество исполнения не столь безукоризненное. Невнятное управление наружными зеркалами, неудобно расположены кнопки электростеклоподъемников. Благодаря длинному заднему свесу багажник почти на сотню литров больше, чем у соперников, а пятая дверь обеспечивает туда прекрасный доступ. В нише запасного колеса – просторный отсек для инструмента.

"Рено-Меган" – "5". Салон без изысков, зато один из самых просторных: три человека сзади разместятся без помех. Мягкие комфортабельные кресла, совсем не мешает центральный тоннель. Багажник – огромный по площади и самый широкий, но довольно низкий. Просторная ниша для запасного колеса и инструментов.

"Мицубиси-Каризма" – "4+". Салон сочли чуть простоватым, но вместительным. Мягкие удобные кресла, у водителя – с регулировкой подушки по углу наклона. Только вот руль великоват, а внутренние дверные ручки, напротив, слишком малы. Большой проем открывает доступ в багажник средних размеров. Последний не очень глубок, к тому же петли крышки выступают внутрь.

 

РАЗМЕРЫ САЛОНА И БАГАЖНИКА

-

"Опель-
Астра"

"Форд-
Фокус"

"Фолькс-
ваген-Бора"

"Шкода-
Октавия"

"Рено-
Меган"

"Мицубиси-
Каризма"

L1/L2

990-1190/570-800

925-1125/610-850

950-1165/585-840

910-1145/550-800

965-1145/620-835

935-1145/600-835

H1/H2

960/930

1005/945

1002/915

1050/935

990/915

985/935

B1/B2

1320/1300

1365/1365

1360/1345

1365/1335

1380/1360

1365/1350

T1/T2

500/500

510/480

475/435

500/465

495/500

530/510

H

1110

1200

1185

1180

1160

1150

h1

330-320

310-340

275

295

295

315

h2

340

370

350

350

340

320

a, град.

20-25

20-25

22-25

20-25

25-32

20-27

L3

935

975

1020

1050

1090

1000

B3min/B3max

1060/1380

1050/1280

1020/1310

1000/1340

1110/1320

920/1370

B4

950

1050

940

880

1050

930

H4

415

425

440

1065*

450

500

h4

650

740

715

760

725

700

Объем багажника, л

368

400

408

508**

420

352

* До края крыши.
** Загрузка до съемной полки багажного отсека

ПТИЦУ ВИДНО ПО ПОЛЕТУ
Теперь в путь – в конце концов, машины покупают, чтобы на них ездить.
"Опель-Астра" – "5". Лучшие показатели почти во всех упражнениях: динамичный разгон, хорошая тяга в широком диапазоне оборотов, на пятой передаче без замедления преодолевает подъем 8%; очень эластичный мотор прощает даже грубые ошибки в выборе передач. Информативный руль, небольшие крены в поворотах. Подвеска достаточно комфортабельна, шумы невелики.
"Форд-Фокус" – "3-". Афронт! С трудом взял 30-процентный подъем на первой передаче, в то время как остальные одолели и 50%. Сочетание длинных передач и "задушенного" под "91-й" бензин мотора, который никак не везет на низких и средних оборотах, заставляет водителя часто переключаться. В быстрых поворотах заметен эффект подруливания задней подвески, но насколько это нужно в обычных режимах? "Грубая" работа АБС, небольшие вибрации на органах управления, шум от колес.
"Фольксваген-Бора" – "4+". Уверенный хорошист наступал на пятки лидерам. Выдающиеся результаты по выбегу (чуть лучший только у обкатанной "Астры") – свидетельство высокого качества изготовления. Двигатель отлично тянет на "низах", самые эффективные тормоза. Подвеска достаточно "плотная", что особенно заметно на пустой машине.
"Шкода-Октавия" – "4". Хорошая динамика, уверенная тяга на "низах", однако при медленном (внатяг) движении по неровностям ощущались рывки. Великоваты крены в поворотах, к тому же повышена склонность к заносу.
"Рено-Меган" – "5". Второй по результатам в динамических упражнениях. В активе – уверенная тяга во всем диапазоне, энергичный разгон, минимальный шум и вибрации, высокая плавность хода. "Помарки" – великовато усилие на руле, заметна склонность к заносу.
"Мицубиси-Каризма" – "4". Претендовала на роль добротного середняка – подвела склонность тормозов к перегреву с последующей потерей эффективности. Работящий мотор тянет хорошо, подвеска мягкая и комфортабельная, уровень шума невысокий. Не понравилось, что машина заметно кренится в поворотах, а усилие на руле меняется скачкообразно. "Каризма" меньше остальных провоцирует на резкую энергичную езду. Между прочим, как и "Фокус", имеет сзади подруливающую многорычажную подвеску, но лоси об этом не знают, а реклама молчит.

ОЦЕНКИ И РЕЙТИНГИ
При подведении итогов будем исходить из одинаковой весомости показателей, хотя, конечно, предпочтения у покупателей могут быть разными.


Выдвигающийся язычок избавляет от необходимости шарить рукой под капотом.


Удобная мелочь – пробка на поводке.

"Опель-Астра" – 4 балла и итоговое 4–5-е место. Очень динамичный, добротный автомобиль, но не шедевр дизайна. Последнее, боимся, оскорбит амбициозного владельца, который предпочтет эту машину за ходовые качества. О противоречии между формой и содержанием свидетельствует и рейтинг популярности: за прошлый год в России продана всего 161 "Астра" (низший результат из группы).


Капот "Фокуса" открывается мудрено.

"Форд-Фокус" – "4-" и 4-е место. Запоминающаяся внешность, просторный салон, но… откровенный провал в ходовых качествах. Претендент на лидерство в случае излечения недуга, ведь неадаптированная европейская версия куда резвее. Новизна модели, яркая внешность и мощная рекламная кампания позволили за неполный прошлый год завоевать симпатии 416 покупателей (пятое место из шести по числу продаж).

Многорычажная задняя подвеска с эффектом подруливания.

Параллелограммный механизм не выступает в багажник.

"Фольксваген-Бора" – "4+" и 2–3-е место. Уменьшенная версия престижного "Пассата"? Автомобиль для водителя, а пассажиры сзади – не обессудьте. Намного дороже конкурентов; тем не менее, в прошлом году нашлось 877 покупателей, готовых переплатить за качество (четвертое место из шести).


Правое зеркало, как и у "Боры", совсем крохотное.
" "Шкода-Октавия" – "4+" и 2–3-е место. Безотказно работающая, хотя и не вполне точная формула "немецкое качество по чешской цене", а также респектабельная внешность и высокая функциональность – все это убедило 2763 покупателя (лучший результат среди нашей шестерки).

Круговая" оцифровка несколько затрудняет считывание показаний.


Сложно проверить уровень масла, не испачкав рук
"Рено-Меган" – "5" и 1-е место. Большой, добротный и динамичный автомобиль мог бы стать лидером продаж, однако довольствуется третьим местом (в прошлом году реализована 1031 машина) – свидетельство того, что представления французов об автомобильной красоте разделяют не все.

Компактная торсионная подвеска с наклонными амортизаторами полностью умещается под полом багажного отсека.

Внутренние дверные ручки впору лишь ребенку. "Мицубиси-Каризма" – "4" и 4–5-е место. Наиболее ровные показатели. Просторный семейный автомобиль, не любящий излишне динамичной езды. Впрочем, об этом большинство из 1210 (второе место из шести) свежеиспеченных владельцев, скорее всего, не узнает – они будут радоваться своему выбору, превознося легендарное японское качество в голландской интерпретации.

-

"Опель-
Астра"

"Форд-
Фокус"

"Фолькс-
ваген-Бора"

"Шкода-
Октавия"

"Рено-
Меган"

"Мицубиси-
Каризма"

Общие данные
Число мест

5

5

5

5

5

5

Снаряженная/полная масса, кг

1090/1630

1090/1600

1183/1720

1190/1790

1095/1600

1180/1685

ДxШxВ, мм

4252x1709x1425

4362x1702x1460

4376x1735x1446

4510x1730x1430

4400x1700x1420

4475x1710x1405

База, мм

2614

2615

2515

2510

2580

2550

Колея спереди/сзади, мм

1485/1460

1485/1475

1513/1494

1515/1490

1450/1430

1475/1470

Дорожный просвет, мм

130(+15)

150

130

140

120

140(+15)

Объем багажника, л

460/1230

490

445/785

530/1330

530/1310

460

Максимальная скорость, км/ч

188

185

188

190

195

185

Время разгона 0-100 км/ч, с

11,5

10,9

11,7

11,8

9,8

12,4

Радиус поворота, м

5,4

5,5

5,5

5,4

5,7

5,7

Расх. топл. город/шоссе, л/100км

9,5/5,5

9,2/5,5

10,5/5,8

9,7/5,5

9,4/5,7

10,0/5,8

Запас топлива, л

52

55

55

55

60

60

Топливо

АИ-95/91

АИ-91

АИ-95/91

АИ-95/91

АИ-95/91

АИ-95

Двигатель
Расположение

Спереди поперечно

Число цилиндров/клапанов

4/16

4/16

4/8

4/8

4/16

4/16

Рабочий объем, смз

1598

1596

1595

1595

1598

1597

Диам. цил. X ход порш., мм

79,0x81,5

79,0x81,4

81,0x77,4

81,0x77,4

79,5x80,5

81,0x77,5

Степень сжатия

10,5

11,0

10,3

10,3

10,0

10,0

Мощность, кВт/л.с.
при об/мин

74/101
6000

74/101
6000

74/101
5600

75/102
5600

79/107
5750

76/103
6000

Крутящий момент, Н·м
при об/мин

150
3600

145
4000

145
3800

148
3800

148
3750

141
4500

Трансмиссия
Привод

Передний

Коробка передач

M5

Передачи

3,73;2,14;1,41;
1,12;0,89
3,31-З.Х.

3,58;1,93;1,28
0,95;0,76
3,62-З.Х.

3,45;1,94;1,37
1,03;0,85
3,17-З.Х.

3,45;1,94;1,37
1,03;0,85
3,17-З.Х.

3,36;1,86;1,32
1,03;0,82
3,55-З.Х.

3,36;1,86;1,32
0,97;0,79
3,55-З.Х.

Главная передача

3,74

3,82(4,01)

4,25

4,25

3,78

4,01

Подвеска
Спереди

Независимая, типа "МакФерсон" со стабилизатором
поперечной устойчивости, на подрамнике

Сзади

Продольные
рычаги, связан-
ные упругой
поперечной
балкой

Много-
рычажная со
стабилизатором,
на подрамнике

Продольные рычаги,
связанные упругой
поперечной балкой

Торсионная, про-
дольные рычаги,
связанные упру-
гой поперечной
балкой

Много-
рычажная со
стабилизатором

Рулевое управление

Реечное с усилителем

Тормоза
Спереди

Вентилируемые дисковые

Сзади

Дисковые

Барабанные

Дисковые

Барабанные

Шины
-

195/60R15

195/60R15

195/65R15

195/65R15

195/60R15

195/60R15

 

ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ "ЗА РУЛЕМ"

Погодные условия: температура - 12-18оС, давление 740 мм.рт.ст., влажность 80-95%, покрытие - асфальтобетон.
Нагрузка частичная: 2 чел. + 25 кг
-

"Опель-
Астра"

"Форд-
Фокус"

"Фолькс-
ваген-Бора"

"Шкода-
Октавия"

"Рено-
Меган"

"Мицубиси-
Каризма"

Разгон, с:
0-40 км/ч
0-60 км/ч
0-80 км/ч
0-100 км/ч
0-120 км/ч
0-140 км/ч
0-160 км/ч
0-400 м (км/ч)
0-1000 м(км/ч)


2,3
4,6
7,8
12,2
17,9
25,5
36,7
18,1(120,6)
33,5(154,1)


3,4
6,3
9,0
13,9
21,0
30,8
50,9
19,3(115,6)
35,6(144,8)


2,6
5,4
8,3
12,9
18,8
27,3
43,9
18,5(119,3)
34,3(150,8)


2,7
5,5
8,5
13,1
19,3
29,1
47,3
18,7(117,8)
34,5(147,3)


2,6
5,1
8,1
12,1
17,9
26,1
38,3
18,2(121)
33,8(153,9)


2,8
5,3
8,4
12,7
18,6
27,4
14,9
18,6(119,9)
34,3

Максимальная скорость, км/ч

183,6

173,4

180,6

175,1

183,2

176,9

Эластичность, с:
60-100 км/ч (IV)
80-120 км/ч (V)


11,6
17,4


17,8
33,5


12,2
17,9


12,7
20,5


11,8
18,2


14,3
22,1

Погрешность спидометра, %

4,5

5,2

3,2

6,0

3,9

3,9

Выбег, м:
120-50 км/ч,
50-0 км/ч


1560
718


1260
572


1475
742


1272
499


1394
570


1389
592

Торможение со 100 км/ч:
тормозной путь, м
замедление, м/с2


42,1
9,2


43,7
8,8


40,6
9,5


43,2
8,9


41,5
9,3


45,3
8,5